Найти тему
Андрей Никалин

САМОЛЕТ ЧЕТЫРЕХПЛАН САВЕЛЬЕВА №1. ОБЗОР.

Категория: каталог самолетов.

Друзья приветствую Вас!

Я люблю периодически читать заметки про самолеты, единственно, часто такие заметки носят не систематичный характер, рассказы про летчиков, отдельные воздушные бои или иные достижения гражданских самолетов, случаи на аэродромах и тп.

Мне бы хотелось читать каталог – про самолеты. Да, уместно упоминания о каких то случаях, но статья о самолете должна быть статьей о нем, а не о биографии летчиков, историей боевых действий, и прочее.

Так вот, пришла идея восполнить этот пробел. Я хочу вывести четкую концепцию, какого содержания будут статьи. А, и еще. Конечно все эти данные (ну или почти) есть в викепедии, какой смысл дублировать это тут? Отвечаю. Профессиональные исторические статьи могут растянуться до 20 стр. (миг 15 к примеру очень длинная статья), я же хочу упростить или адаптировать материал, к примеру для человека у которого есть 15 мин. За компьютером.

Содержание статьи:

1.наименование, год создания, страна – производитель;

2.тактико – технические характеристики;

3.боевая эффективность;

4.сфера применения;

5.особенности самолета.

Как и обещал в предыдущей статье, сегодня мы смотрим на самолет отечественного производства Савельева №1.

-2

1. САМОЛЕТ САВЕЛЬЕВА №1.

-год создания – 1916;

-страна – Россия;

-конструктор – Владимир Федорович Савельев;

-3

2.ТАКТИКО – ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

- двухместный четырехплан;

- размах крыла, м 9,3;

- длина, м 6;

- высота, м -;

- площадь крыла, м² 26,2;

- масса, кг:

--пустого самолёта 400;

--нормальная взлётная 700;

- тип двигателя 1 × ПД «Gnome Monosoupape»;

- мощность, л. с. 1 × 100 л.с.;

- максимальная скорость, км/ч 132;

- крейсерская скорость, км/ч 114;

- практическая дальность, км -;

- продолжительность полёта, ч. -;

- максимальная скороподъёмность: -;

- практический потолок, м -;

- экипаж 2 чел.;

-4

3. БОЕВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ:

* вооружение: Стрелково-пушечное: 2 х 7,7-мм. пулемета.

* До начала 20-х годов самолеты создавали, опираясь, главным образом, на интуицию их конструкторов. Расчету поддавалась лишь конструкция планера. Что же касается аэродинамики, то эта наука на то время не была достаточно развита.

На момент создания самолета господствовала концепция чем больше несущих плоскостей, тем выше весовая отдача самолета и соответственно, тем быстрее и дальше он будет летать, обладая при этом еще и великолепной маневренностью.

В России ярчайшим представителем этого направления в авиации был Владимир Федорович Савельев. В 1916 году он, будучи старшим механиком 2-го авиапарка, совместно с техником В.Залевским построил в Смоленске двухместный разведчик с четырехпланной коробкой крыльев. Если быть точным, то самолет следует считать пятипланом, поскольку вторая сверху плоскость состояла из двух раздельных крыльев. Сделано это было для целей улучшения обзора летчику вперед и вверх.

Первую машину «Самолет № 1», явившуюся переделкой французского моноплана «Мораном-Ж» (Morane Saulnier Type G) с ротативным мотором «Gnome» мощностью 80 л.с., построили в апреле 1916 году. Ее испытывал военный летчик В.А.Юнгмейстер. Полетный вес машины № 1 по сравнению с «Мораном-Ж» образца 1913 года увеличился на 100 кг, но удельная нагрузка на крыло снизилась с 32,8 до 25 кг/м2.

При одинаковых двигателях (мощность, развиваемая в полете, была 76 л.с.) максимальная скорость у земли понизилась лишь на 3 км/ч. Насколько достоверны эти данные сегодня судить трудно, поскольку они зачастую рассчитывались «на глазок». Тем не менее, этот факт отмечен в документах тех лет.

Прежде чем приступить к разработке тяжелого бомбардировщика, конструктор представил на испытания самолет № 2 — модернизацию своего первенца с более мощным мотором «Gnom Monosoupape».

По этому поводу 4 мая следующего года командир 4-го авиационного дивизиона подполковник Юнгмейстер писал: «по просьбе старшего механика Савельева мною начаты испытания аэроплана системы Савельева — «Савельев» № 2 — закончить которые не представлялось возможным благодаря плохой работе мотора Моносупап.

При пробных полетах выяснились исключительно хорошие летательные качества означенного самолета и только из-за негодного мотора не удалось зафиксировать официально в присутствии комиссии.

Самолет легко принимает и выходит из положения уклоняющегося от нормы (имеется в виду наличие запасов устойчивости, авт.). Виражи, планирование под разными углами аналогичны самолету Ньюпор «Бе-бе». Самолет легко берет высоту при нормальной работе мотора. Быстро отделяется от земли. Скорость полета определена на глаз и по сравнению с другими самолетами можно считать от 130 до 140 км/ч - превосходит Парасоль с Рено, уступая скорости Ньюпора «Бе-бе» тип XI. Посадку самолет допускает на весьма малой скорости, катится после нее около 15 — 25 шагов (11 — 16 м). В полете самолет приятен, легок и крайне чуток, прекрасно повинуется органам управления. При частых остановках мотора благодаря лишь исключительных летных качеств самолета являлась возможность благополучно выходить из самых рискованных положений.

Революция 1917г. поставила точку в разработках самолетов данного типа.

Всего же 2 самолета по одному каждой из модификаций.

-5

4. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ:

* Четырехплан Савельева вполне отвечал требованиям времени. Это подтверждает и авторитетный историк авиации П.Д.Дузь, писавший, что на машине № 2 установили два пулемета для стрельбы вперед и один защищал заднюю полусферу. В таком виде самолет нес боевую службу в 4-м отряде.

-6

5.ОСОБЕННОСТИ САМОЛЕТА

-редкая схема самолета четырехплан;

-наличие двух пулеметов;

-высокая маневренность;

-низкая скорость отрыва, высокая скороподъемность, маленькая скорость посадки и маленький пробег;

Друзья, надеюсь Вам интересно читать данный материал и статья понравилась. Сведения для статьи не скопированы с какого – то сайта, взяты с разных источников и скомпонованы. Если у Вас есть пожелания, о каком самолете написать следующую статью, напишите об этом в комментариях. Если тема интересная, подписывайтесь, каждую неделю выходит новый материал.