Чавин де Уантар находится на восточных склонах хребта Кордильера Бланка на высоте 3185 м над уровнем моря в провинции Уари, между зонами тропических лесов и прибрежных равнин. Благодаря своему расположению на пересечении множества основных дорог Чавин де Уантар, вполне вероятно, исполнял роль центра торговли, социальной и религиозной жизни региона. Неудивительно, что это местечко не только воспринималось как идеальное для создания крупного культового центра местными аборигенами, но и отражало космологические взгляды его создателей.
Важнейшие изображения, установленные в сердце комплекса, какие как Ланзонский монолит, исполняли роль, эквивалентную роли греческого омфалоса. Ланзон считался верховным божеством Чавина де Уантар. Этот монолит имел мистическое значение «axis mundi» (оси мира), связывал весь комплекс с Полярной звездой и обеспечивал сообщение между небесными и подземными сферами. Горы и слияние двух крупных рек символизируют здесь единство двух стихий, что, в свою очередь, воспринималось древними как проявление могущества природы. Считается, что именно здесь находилось место силы, где шаманы черпали магическую энергию, необходимую для общения с богами.
Из всех восхищающих меня древних культур
Чавин больше других поражает мое воображение.
Именно отсюда я почерпнул вдохновение
для большинства моих работ.
Пабло Пикассо
Чавин де Уантар был обнаружен около ста лет назад. Фермер Тимотео Эспиноза работал в поле, и однажды его лопата наткнулась на загадочную породу. Извлечь ее из земли удалось только при посторонней помощи. Находка представляла собой плоский камень длиной более 2 м с вырезанным на нем изображением таинственного существа с огромной головой и кошачьими зубами. Фермер забрал этот камень домой, и в течение нескольких лет жена использовала его в качестве стола. Однажды итальянский путешественник Эстелла Раймонди зашел в дом Эспинозы, где и обнаружил загадочный «стол». Гость внимательно изучил вырезанные изображения и оценил их значимость. В настоящее время этот камень находится в Национальном музее антропологии и археологии и носит имя Раймонди. Случайная находка фермера оказалась одним из интереснейших образцов древней культуры Чавин.
Чавин де Уантар, религиозный центр наиболее развитой цивилизации преинкской эпохи на территории Перу, был построен в 327 г. до н. э. и включает в себя квинтэссенцию всех знаний создателей. Здесь представлены достижения в области скульптуры, архитектуры, ремесел — керамики, ткачества, — а также гидравлики и акустики. Загадочная пирамидальная форма сооружения породила множество теорий относительно истинного предназначения храма, который местные жители называют «Замок». На версии о его культовом предназначении настаивал немецкий историк Эрнест Миддендорф, начавший изучение этого района более ста лет назад. Основанием для такой гипотезы послужило его утверждение, что форма усеченной пирамиды характерна для перуанских храмов доколумбовой эпохи. В своей книге «Обзоры и изучение страны и ее населения за 25 лет» Миддендорф говорит также о двух идолах, один из которых, по его мнению, использовался как предмет всеобщего поклонения, а второй служил для отправления «тайных ритуалов».
В одном из коридоров «Старого храма» доминирующее положение занимает таинственный пятиметровый Ланзонский монолит. Каменное изображение устрашающего божества поражает размерами огромного лица и глаз навыкате. Местные жители называют его «кровопийца». Сосуды, обнаруженные в храме, свидетельствуют о том, что это место, возможно, было связано с традицией жертвоприношений. Венгерский исследователь Тиберио Петро Леон пишет: «Монолит Чавина представляет собой ванку, что на языке кечуа значит «камень силы», которая имеет религиозное значение. При ближайшем рассмотрении нельзя не заметить, что верхние клыки фигуры имеют сходство с зубами ягуара, орангутанга или тигра. Этот монолит представляет антропоморфный образ новорожденного младенца».
Леон уверен, что в этой фигуре представлена духовная, не физическая сущность человека. Одновременно в монолите соединены элементы космической троицы религии Чавина: орла, змеи и ягуара (или какого-то иного животного семейства кошачьих). Считается, что это божество исполняло в местной мифологии карающую функцию и было способно вызывать дьявола при помощи оскала зубов. Три элемента, соединенные в этом изображении, могли также символизировать единство трех стихий — воздуха, воды и земли и соответственно взаимосвязь обитателей этих сфер. Во времена создания монолита существовало поверье, что шаманы могли принимать облик ягуаров и вступать в контакт с таинственными силами. Это состояние, сходное с трансом, достигалось при помощи галлюциногенных средств, таких как хуакакачу или орехи вилки. Скульпторы, занимавшиеся оформлением «Старого храма», зафиксировали этапы такой трансформации священников, а артефакты, обнаруженные в святилище, — ступки, пестики, воронки из створок раковин, — могли служить для использования в ходе подобных ритуалов.
«Новый храм» во многом повторяет «старый» и, по-видимому, использовался для тех же целей. Вероятно, он был воздвигнут с целью расширения возможностей своего «предшественника» и функционировал одновременно с ним. Здесь также представлены таинственные изображения Ланзона. В правую руку статуи помещена раковина стромбус, а в левую — раковина спондилус, символы соответственно мужской и женской силы.
В одном из помещений «Нового храма» располагалась «Галерея пожертвований», где была обнаружена кухонная утварь, большое количество человеческих костей и останков животных, что дало исследователям основание сделать предположение о существовании практики ритуального каннибализма.
Период расцвета Чавина де Уантар продолжался с 900 по 200 г. до н. э., позднее начался упадок этой культуры.
С местом расположения руин можно ознакомиться на карте аномальных зон.