Найти тему
Евгений Баяныч

Могут ли достижения СССР оправдать прошлые репрессии и расстрелы?

Давным давно был свидетелем (телевизионным, естественно) получения великим русским учёным Жоресом Алфёровым Нобелевской премии. В общем-то, вся страна видела, знала и гордилась достижениями соотечественника.

Поразило довольно резкое отношение к Алфёрову Николая Сванидзе (если помните, есть такой телеведущий) во время телемоста.

Сванидзе, по-моему, даже не поздравив Алфёрова, сразу накинулся на него за то, что учёный был депутатом Государственной думы от КПРФ, а не сжёг партбилет и не перекрасился в другие цвета, как это сделали многие в то время.

Сванидзе спросил следующее: "Как Вы считаете, могут ли достижения Советского Союза оправдать убийства, совершённые в периоды революции и дальнейшие репрессии?" Этот вопрос был задан дважды, в естественной для Сванидзе напористой, хамской манере.

Алфёров пытался отбиваться, но в конце концов ответил, что он учёный-физик, а не историк и не политолог, и просит задавать вопросы по его специальности. Считаю ответ достойным: Алфёров просто пресёк политический базар, уже успевший набить всем оскомину.

Луноход. Не можем повторить.
Луноход. Не можем повторить.

Можно было бы забыть уже об этом разговоре, он произошёл очень давно, но не получается: уж слишком часто похожие вопросы всплывают в прессе и при обсуждениях в различных ток-шоу. Очень часто кто-то, непременно состроив умную физиономию ляпнет: "Так значит Вы считаете, что можно оправдать?.." А его оппонент, срываясь на крик ответит: "Даааа! Стрелять больше надо было!"

Поражаюсь комичности ситуации. Одна полвина людей "за царя" - подразумевая, что уж они-то непременно были бы дворянами, ну или в крайнем случае купцами, и хруст французской булки исходил бы именно с их стороны. Вторая половина "за коммунизм" - классовую борьбу и расстрелы, подразумевая, что изгоями при таком сценарии будут ни в коем случае не они сами. Обе спорящие стороны призывают вернуться к укладу жизни, куда более жестокому, нежели существует даже сейчас.

Появилось невероятно много адептов смертной казни и вообще ужесточения наказаний за различные преступления, подразумевая, что это точно удержит потенциальных преступников от совершения преступлений, а уж кого не удержит - тех не жалко.

Этот радикализм обьясним. Большинство людей ленивы и аполитичны. Они не хотят думать, они лишь хотят, чтобы их оставили в покое. Они считают, что всех плохих надо казнить, а всех хороших - отпустить. Но в жизни не всё делится на чёрное и белое. Всё меняется, когда твой родственник, или ребёнок, который был хорошим вдруг становится плохим, и только тогда радикально настроенный товарищ начинает осознавать, сколь безжалостна и безразлична государственная система инсполнения наказаний.

Кто-то из философов сказал: только когда комар садится на твой собственный нос, ты понимаешь, что всегда можно решить дело миром.

Но откуда столько жестокости в нашем обществе?

Ответ прост: из глубины веков.

Жестокость и чёрствость не являются монополией 21 века. Более того, сейчас этой жестокости куда меньше, чем даже сто лет назад.

Стоит почитать этнографические труды и воспоминания наших предков.

Например, Николая I не просто так прозвали Николаем Палкиным: именно в период его правления в армии обрели небывалый размах телесные наказания. Помните "Войну и мир" Льва Толстого? "Помилосердуйте, братушки!" Этот фрагмент как раз о тех самых телесных наказаниях. У Толстого есть отдельныйтруд, где он описывает беседу состарым солдатом тех времён - волосы дыбом!

Можно обратиться к этнографическим запискам - неоконченной книге Ольги Петровны Семёновой-Тянь-Шаньской, чтобы понять, что жестокость была не только в армии. Там трудах Ольги Петровны много залипательного, в частности о жестокости не только помещиков к крестьянам, но и о жестокости самих крестьян друг к другу и к собственным детям.

Не такая уж и далёкая "глубина веков"... Всего-то полтораста лет прошло.
Не такая уж и далёкая "глубина веков"... Всего-то полтораста лет прошло.

Можно обратиться к "Олесе" Куприна, например. Там тоже всё расставлено по местам.

Жестокое отношение было нормой жизни. Люди просто не знали, что можно по-другому.

Но может быть во времена царствования Николая II всё было прекрасно и радужно? Отнюдь. Телесные наказания, от которых на некоторый период отказались, были снова с лёгкостью введены в армии. И никто это излишне жестоким не считал. Так же "философски" относились к гибели огромного количества солдат и офицеров на войне - считали нормой.

Жизнь простого народа тоже не отличалась блеском - образование и медицина были только для богатых, было сословное, фактически кастовое общество и современные человеколюбы и старорусофилы спятили бы от безысходности, попади они в то время.

-3

Жестокость была во всём: отношение людей друг к другу, отношение к женщине (она считалась бесправной скотиной), отношение государства к человеку и много чего ещё.

Конечно, была церковь, но не всем она прививала добродетель. Те же помещики, армейские чины, политики настойчиво ходили в церковь, но это не мешало им относиться к людям, как к скоту. Церковь не столько сеяла разумное-доброе-вечное, сколько обожествляла власть, чтобы никто не сомневался в её святости и даже не думал посягать и задавать вопросы.

Позже началась революция. И какая, по Вашему, она должна была быть? В те времена убить человека было очень просто, наказуемо, но тем не менее, убийство рассматривалось, как решение проблемы: нет человека - нет проблемы.

Что можно было ожидать от людей, решивших, что религия - опиум для народа? Единственная сила, сдерживающая народ, была утрачена и цели, по мнению тех, кто делал революцию, оправдывали средства.

Новая идеология подразумевала безжалостную классовую борьбу. То и получили: раскулачивание, продразвёрстка, враги народа, расстрелы крестьян, дети врагов народа и прочие "прелести" красного террора.

И доносы позже - тоже получили. Маленькие люди с помощью своей писанины влияли на жизнь и судьбы других людей. Написал донос на человека - и его сей же ночью увезли. И немногие из этих "писателей" задумывались о том, что сделали что-то плохое, поступили жестоко.

Только после 60-х всерьёз задумались о гуманизме. Хотя, мне кажется, что если бы не негры-в-Америке, то задумались бы ещё не скоро.

Красиво, чего уж тут...
Красиво, чего уж тут...

И лишь в 80-е большинство всерьёз поверило, что женщина - тоже полноценный человек, что жить надо по гуманистическим законам человечества, что убийство, воровство, насилие, стяжательство - не только прступно, но ещё и аморально.

Но тогда уже сама власть стала сомневаться в достижениях советского народа. Сами власть имущие решили, что им мало жить в роскоши, им надо было всем это показывать, плевать на головы и получать удовольствие, чтобы все знали, кто перд кем должен приседать.

И вот, после революции 90-х, после тяжёлых нулевых мы снова начинаем возвращаться к теме нравственности и гуманизма.

Со всей уверенностью можно сказать, что в настоящее время гуманизма куда больше, чем в прошлом. Человечество совершенствуется, пусть и очень медленно.

И как же насчёт "оправдания репрессий и прочих жестокостей, сотворённых коммунистами"? А никак.

С давних пор человеческая жизнь стоила очень дёшево, убивали и за деньги, и просто так, потому что "могли себе это позволить". В период Великой Октябрьской революции и смутное время после неё - тоже особо не заморачивались.

Мы привыкли рассуждать о прошлом с высоты своих нравов, врмени и воспитания. Нам с молоком матери внушили гуманизм, который мы продолжаем внушать своим детям. То, что творилось раньше, творилось потому, что считалось нормой, а не потому, что люди что-то строили.

И тот, кто спрашивает об оправдании жестоких деяний прошлыми достижениями, является манипулятором, пытающимся доказать "кровавость кровавого режима" - не более.

Если бы те же самые процесы были запущены сегодня - жертв было бы в разы меньше, а результат - лучше.

К сожалению, до полноценного гуманизма далеко даже сейчас.

Почитайте комментарии к этой статье: Вы увидите людей, которые поддержали бы смертную казнь, репрессии и другое насилие, а некоторые даже согласятся это насилие чинить (ради Великой Цели, естественно!).

При условии, что всё это будет применяться не к ним.