Найти тему
Милосердие.ru

Сретенье: праздник надежды и встречи

Оглавление

Сретение – это праздник о том, что человеку, который встретил Бога, не страшно встретить смерть

Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим
Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим

Сюжет праздника

Богородица вместе с Иосифом Обручником принесли в Иерусалимский храм Младенца Христа. Так было положено по закону Моисея: каждая еврейская мать на сороковой день должна принести в храм своего ребенка. Если это был первенец, он посвящался Богу.

В древности посвященные Богу сыновья-первенцы должны были как-то поработать для храма. Со временем в таких работах необходимость отпала, а обряд остался. И установился обычай приносить жертву – выкуп за первенца. Богатые приносили горлиц (дорогих птиц), бедные – простых голубей, которых потом выпускали на волю.

Когда Богородица вместе с Иосифом Обручником вошли в храм, им навстречу вышел старец Симеон, принял на руки маленького Христа и прославил Бога таинственными словами (русский перевод):

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
ибо видели очи мои спасение Твое,
которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

В православной традиции старца Симеона еще называют Богоприимцем.

Богородица и святой Иосиф

Сретение Господне. Фреска церкви Спаса монастыря Дечаны (Сербия, Косово). Середина XIV века
Сретение Господне. Фреска церкви Спаса монастыря Дечаны (Сербия, Косово). Середина XIV века

Еврейская женщина после родов могла прийти на богослужение лишь после обряда принесения ребенка в храм и очистительной молитвы над собой. Дева Мария не нуждалась в таком очищении, но исполнила обряд своего народа, придя в храм вместе с Иосифом, своим Обручником, который для всех считался Ее мужем, а на деле был Ее хранителем.

Старец Симеон

Св. Симеон Богоприимец с Младенцем Христом. Фреска церкви Панагиа ту Араку в Лагудере (Кипр). Около 1192 года
Св. Симеон Богоприимец с Младенцем Христом. Фреска церкви Панагиа ту Араку в Лагудере (Кипр). Около 1192 года

Старец Симеон был уважаемый в Израиле человек. В числе 70 самых авторитетных мудрецов он участвовал в переводе Священного Писания с древнееврейского на греческий (по просьбе египетского царя Птолемея II Филадельфа).

На одном из фрагментов книги пророчеств Исайи Симеон вдруг задумался: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Как Дева родит? И хотел уже исправить предложение, написав вместо слова «Дева» – «жена».

Но случилось чудо: явился Ангел и сказал, что ничего исправлять не надо, что, несмотря на такой по-человечески парадоксальный оборот дела, Симеон не умрет, пока сам, воочию, не увидит все сбывшимся по написанному. Потому что у человека свои представления о возможном, а у Бога – свои.

С тех пор Симеон стал ждать. Он ждал 300 лет – по-человечески так даже не бывает.

А однажды по внушению Святого Духа пошел в храм, увидел Женщину с Ребенком на руках и узнал ту Деву, о которой говорилось в пророчестве Исайи, а в Ее Сыне – Мессию, Бога, встречу с которым ему предрек ангел.

Эта встреча дала Симеону что-то такое, что он больше не боялся умереть.

Он ждал смерти как разрешения от бренного, тягостного, немощного, болезненного и как надежды всегда быть с Богом.

Кризис старца Симеона

Анна, вдова Фануилова

Сретение Господне. Фреска монастыря Дионисиат, Афон. Изображение с сайта https://pravoslavie.ru/
Сретение Господне. Фреска монастыря Дионисиат, Афон. Изображение с сайта https://pravoslavie.ru/

Вместе с Симеоном Младенца Христа встречала старушка, жившая при Иерусалимском храме уже лет 60. Иерусалиму она была известна как пророчица Анна, и в Евангелии сказано, что она «служила Богу постом и молитвой». Анна получила от Бога дар прозорливости, и ей, как и старцу Симеону, был открыт сокровенный смысл происходящего – явление долгожданного Мессии своему народу. То есть встречи. А дальше все зависит от самого человека – захочет ли он пойти на такую встречу или не захочет, поверит или не поверит.

Сретение Господне. Мозаика кафоликона (соборного храма) монастыря Осиос Лукас (преп. Луки Элладского) в Фокиде (Греция). Около 1022 года
Сретение Господне. Мозаика кафоликона (соборного храма) монастыря Осиос Лукас (преп. Луки Элладского) в Фокиде (Греция). Около 1022 года
Репродукция иконы «Сретение Господне»
Репродукция иконы «Сретение Господне»
Сретение Господне. Фреска церкви св. Димитрия Маркова монастыря (ныне – Македония). Третья четверть XIV века
Сретение Господне. Фреска церкви св. Димитрия Маркова монастыря (ныне – Македония). Третья четверть XIV века
Сретение Господне. Икона из праздничного чина Успенского собора Владимира. Около 1408 года. Андрей Рублев и мастерская. Собрание Государственного Русского музея
Сретение Господне. Икона из праздничного чина Успенского собора Владимира. Около 1408 года. Андрей Рублев и мастерская. Собрание Государственного Русского музея
Сретение Господне. XVII век. Икона из собрания Псковского музея-заповедника
Сретение Господне. XVII век. Икона из собрания Псковского музея-заповедника
Сретение Господне. XIX век. Из Богоявленского собора Богоявленского Анастасиина монастыря в Костроме
Сретение Господне. XIX век. Из Богоявленского собора Богоявленского Анастасиина монастыря в Костроме

В честь праздника помогите пожертвованием нашим подопечным детям с ДЦП

-11