Найти тему
Yulia L.

Рассуждения о воспитании детей. Или "Я - плохая мать".

Из фильма "Я не знаю, как она это делает"
Из фильма "Я не знаю, как она это делает"

У нас, мам работающих, есть вечный комплекс вины перед детьми. Встречаясь с подругами, мы скатываемся на разговоры о детях. Какие там мужики, какой "секс в большом городе"... гораздо более важное переживание взрослых девочек - я плохая мать.

Я не буду углубляться, - все работающие мамы хорошо знают, о чем я. Вспоминается анекдот про человека, который все успевает (помните? Журналист: "Сегодня мы возьмем интервью у человека, который все успевает." Ответ: " Идите все в пень, мне некогда").

Интернет кишит рекомендациями детских психологов, про поговорить, выслушать, про 10 нельзя и 10 нужно... и Слава Богу, что кишит, и есть куда ткнуться носом и напомнить себе об элементарных правилах общения с детьми. Для себя я определила, что мои дети рождались Личностями. И я не буду с ними "сюси-пуси мой котеночек", и буду требовать с них как с себя. Ну, конечно, требовать не получается, - то жалко, то наору... И честно в этом потом извиняюсь, что в методах воспитания не права - не педагог. На что дети тактично отвечают: "Ну зато ты честная мать, и по делу, мы все поняли. ...Но не гарантируем, что это не повторится". Сын последнее время часто говорит на мои неадекватные методы воспитания фразочку, которую я уже присвоила: "Вот сейчас было обидно".

Но и мы, работающие мамаши, живя в данный исторический промежуток и на выданном нам геополитическом пространстве - и с собой вынуждены терпеть отнюдь не аристократическое обращение. Илибо мы учимся носить метафорическую броню, либо стрессуем с осложнениями, либо замыкаемся и замалчиваем терпелкой. Со временем дети будут реализовать наш стереотип. Поэтому, я честно стараюсь быть разной, применять разные техники для формирования в детях всего спектра перенимаемых стереотипов - от шопоголя и погружения в чтение/вязание ит.п. рукоблудие-мозгозанимательство, военных диспозиций дома до прятания зареванной физиономии в душе. В общем, всем знакомо. Но все это - из области формирования эмоционального интеллекта, как формы и защиты от рисков.

А вот стратегическое формирование успешного будущего ребенка, тема куда более интересная.

В нашем детстве было принято "дожимать". Музыкальная школа была отвратительна. С этим столкнулись почти все, кто имел с ней дело. Редко кто из моих знакомых, закончивших когда-то музшколу, берет в руки музыкальный инструмент. Да, несомненно музыкальная школа, помимо отвращения к музицированию, давала отличную память, интонационное чутье, эмоциональное развитие, развивала моторику рук и стимулировала работу мозга, но бешеное отношение к нотному стану и к педагогу, тюкающего тебя по 45 минут через день за каждую ошибку и бесконечное разучивание и долбание 2-3 этюдов или сонат за полугодие, это - перебор. Но мы дожимали. Еще был спорт. Где тренеры нас тоже гоняли и в хвост, и в гриву. У меня было 4 года хорошего такого спорта, не высшая лига, но хватило. 5 трехчасовых тренировок в неделю. Своим детям я не хотела - ОТВРАЩЕНИЯ. Т.е. задача простая, ДОЖИМАТЬ нужно учить на чем-то другом. А от хобби и дополнительных увлечений нужно получать удовольствие. Особенно ребенку, который не способен концентрироваться долго, у которого априори проблемы с целеполаганием, и аналитический аппарат на стадии формирования, и которому нужно получать удовольствие и радость от хобби. И хобби - это все-таки отдых, а не изнуряющая пахота марафона до финишной ленты.

Мы следим за интересами детей и используем эти интересы для углубления. В период роста дочери, было повальное увлечение Гарри Поттером. Благодаря купленному мной английскому изданию поттерианы, 7 томов, английская спецшкола не доставила нам хлопот. Во время подгоняемые фильмы на английском, с возрастом увлечение рок-музыкой - билеты на концерты западных звезд рока с "маруся, переведи мне эту песню построчно, я не очень здесь аудирую".... Это сработало. Я не билась за ее "окончания" начатого. Мы только договаривались, что если я ее записываю в какую-то школу, студию, секцию - она там занимается академический год. Потом, за каникулы, она может решить сама, нужно продолжать или уже не интересно. В итоге у старшей дочери огромное количество полученных опытов и навыков - она рисует, играет на гитаре, неплохо знает английский, хорошо танцует, плавает, играет в шахматы, шьет-вяжет-вышивает, лепит и всяко там мастерит, хорошо готовит, ходит в походы и путешествует, классно фотографирует, неплохо пишет и сочиняет, умеет чинить-ремонтировать-красить-клеить, умеет - доить козу и вообще любит и умеет обращаться с животными, ну и всякие визажи, стили и прочие женские штучки про бьюти. Это все у нас было к окончанию школы. Помимо золотой медали и вообще весьма успешной девицы в учебе. Но и сейчас я, конечно, втайне горжусь - но ругаюсь и требую шевелить булками... И переживаю, что я - мать кукушка, выперла дочурку в чужую страну, и как она там, бедненькая с повесившейся в холодильнике мышью живет...

Сегодня я использую эту же тактику на сыне. Я стараюсь дать ему все попробовать. Попробовать - как можно больше. Музыку, иностранный язык, театральное искусство, плаванье и другие спорты, программирование и анимацию, шахматы, развитие мастерства и всякие мужские штучки, растениеводство и уход за животными. Мы выписываем кучку журналов для поддержки его интересов в области географии, биологии, истории, физики и вообще науки. Он не очень успевает читать, но мы подбираем аудиокниги, которые он слушает по дороге. И я не бьюсь над его оценками. Бьюсь за двойки, и вибрирую на тройки. Но я не ращу отличника, и все время говорю им, что важна не оценка, важны знания. Но еще более важно - уметь сомневаться в этих знаниях и учиться себя проверять. И самое главное - уметь отстаивать то, в чем убежден.

Заранее прошу прощения у читателей, пост получился про личный опыт. Надеюсь, кому-то это поможет в отношениях с детьми.