Внешняя же сторона горькой пилюли от Тарантино — это вопиющая социальная несправедливость в обществе, и — в чём весь ужас — к которой уже все привыкли и притерпелись, и которая воспринимается уже просто as a matter of fact (как само собой разумеющееся). Отсюда — её полное незамечание в виде общественного равнодушия к ней.
Тарантино даёт такому положению дел предельно яркие иллюстрации. Рик и Клифф — Принц и Нищий, почти по Марку Твену. Вот Клифф привозит Рика на его виллу с бассейном. И — вот он пересаживается из белого "Кадиллака" в свой срачный отстой. А далее —- приезжает в своё жильё, похожее, скорее, на собачью конуру, где он, кстати, действительно живёт с собакой. Вот он кормит пса мясными консервами, а сам ест одни макароны. И его друг - Рик не видит в таком положении Клиффа чего-то ненормального, а ведь Рик — хороший, добрый человек и искренне любит Клиффа как друга. Более того, когда Рик начинает новую жизнь с женой-итальянкой, — он попросту выкидывает Клиффа из своей жизни.
Или вот Тарантино показывает, как члены "семьи" Чарли Мэнсона роются в помойке. Роются, скорее, не по необходимости, а — в знак протеста, но и по необходимости — тоже.
Все эти эпизоды конкретно указывают, что кроме социального рая в Беверли Хиллз есть и социальный ад, скрытый за гламурным фасадом богатой, процветающей Америки.
Не зря, не зря президент Кеннеди предупреждал: "Если свободное общество не может помочь тем многим, кто беден, оно никогда не спасёт тех немногих, кто богат".
И вот со дна бедствующих народных низов, пройдя все ужасы тюрем, — как кармическое возмездие грянул Чарли Мэнсон (Дэймон Херриман - в этом же году сыгравший Мэнсона и в сериале Дэвида Финчера "Mind Hunter", 5-я серия 2-го сезона - лучшее экранное воплощение Чарли). Мэнсон воспринял идеологию хиппи и основал свою общину, "семью". Единственное его отличие от остальных хиппи — это что от благодушного бездействия он перешёл к Делу. Но — бесчеловечными патологическими методами психопата, коим, к сожалению, и являлся, несмотря на явную одаренность и значительный масштаб личности. Именно наткнувшись на Мэнсона, твердого и острого, как игла, — лопнул радужный пузырь общественных иллюзий, угасла "перестроечная" эйфория, которую до этого не смогли угасить даже убийства братьев Кеннеди. Пьяный воздух свободы сыграл с американцами злую шутку, и преступление Мэнсона было похмельем, хронологически и символично совпав с концом 60-х.
Но фильм Тарантино — это не только язвительно-критичное обличение эпохи. Дух Свободы, предчувствие Светлого будущего, неистовое Желание всеобщего счастья — оно также присутствовало в этом обществе (пусть незрело и бессознательно), и оно в фильме тоже проступает. Ведь это всё было — настоящим: Джон Кеннеди и Джон Леннон, музыкальная и психоделическая революции, массовые духовные искания. Всё лучшее, что было в движении хиппи, — оно навсегда осталось в нашей памяти. Эпоха 60-х была всё же самым светлым периодом XX века.
... В финале фильма ворота особняка Полански и Тейт распахиваются перед Риком, подобно райским вратам. Согласно сказочно-зеркальной логике фильма (где всё наоборот) это надо понимать так, что на самом деле происходит обратное: Рика изгоняют из Рая. Изгоняют вообще всех, кроме Клиффа, который и так в поте лица добывал хлеб свой.
Но изгнание из Эдема не уничтожает самого Эдема. Если бы американское общество очнулось от искажающего реальность сна, трезвым взрослым взглядом увидев ложь голливудских сказок, у него проснулась бы социальная совесть, и тогда никакие реакционные силы, — все эти никсоны, гуверы и другие тайные убийцы Кеннеди — не смогли бы помешать вступлению человечества в Эдем, обретению истинного Вишнёвого сада. При этом условии можно сказать, что фильм всё-таки не оставляет окончательного гнетущего впечатления, раз даёт нам и надежду тоже. Ибо это — великий фильм великого мастера о великой эпохе 60-х.