Есть такая особенность у отечественного кинематографа как русский трэш, который снимают режиссёры-любители с бюджетом в одну бутылку водки и парочки актёров-друзей, а иногда вообще и без них.
Расцвет этого направления однозначно пришёлся на десятилетие 2005-2015 годов, когда как раз стал появляться интернет, дешёвые видеокамеры и какое-то компьютерное оборудование.
Основные имена для Российского трэш-кино это:
1. Виктор Мурзиков
2. Александр Шароглазов (Алекс Уэсли)
3. Сергей А.
4. Эльдар Богунов
5. Андрей Исканов
6. Павел Фоминенко
А также десяток других трэш-студий, которые появились именно в 2000-е, но канули в небытие уже в начале 2010-х. Почему я считаю, что трэш-кино России почти умерло, но 2,5 режиссёра всё ещё не дают ему спокойно умереть?
Сергей А. (Terra Studio Russia)
(2013 - живее всех живых)
Эта киностудия любительских трэш-фильмов (и не только) существует уже 7 лет, а уж сам режиссёр снимает фильмы аж с 2005 года (15 лет), но именно Terra была им основана значительно позже.
Знаменита в узких кругах киностудия благодаря просто фантастическому количеству полнометражных и короткометражных фильмов - свыше 200 (при этом сам Сергей А. снял более 300 фильмов и не собирается останавливаться).
Самые знаменитые фильмы - "Челюсти 19" (2015), "Крапива" (2016), трилогии "Лес мёртвых акул" (2019), "Тайна Слэндермэна" (2013-2016) и сотни короткометражек.
Секрет существования и невероятной плодотворности до сих пор загадка. На 2020 год единственная трэш-киностудия из России, которая активно выкладывает все свои фильмы прямо в интернет, да и единственная, кто вообще так остаётся на плаву, не давая утонуть русскому трэшу.
Канал на Ютубе есть. Имеет 4,3 тысячи подписчиков на февраль 2020.
Виктор Мурзиков (Green Worms)
(2006 - де факто 2016)
Этот режиссёр стал идейным вдохновителем для многих трэш-режиссёров из середины 2000-х. В отличии от Сергея А. снял 10 короткометражек и 1 полнометражку в период 2004-2016 годов. Студию Green Worms основал в 2006.
Наиболее известные его работы "Последнее лето. Город зомби" (2008), ставший эталоном русского трэш-зомби-фильма и "Правосудие Элмера" (2013) ака "Кишки наружу 3" (продолжение фильмов Александра Шароглазова, но об этом ниже).
В 2014 приступил к созданию "Кишков наружу 4", однако проект из-за постоянных проблем заглох вместе с самим Виктором. Последнюю совсем маленькую работу снял в 2016 году.
По состоянию на 2020 год ничего нового не планируется. Канал на Ютубе есть, однако на нём не только фильмы. Чуть больше 600 подписчиков.
Александр Шароглазов (Shan horror films)
(1998 - ещё живо, но в подполье)
Об этом трэш-режиссёре, возможно, никто бы не узнал, поскольку свои работы он пытается всегда выгодно продать таким же подпольным прокатчикам, но Виктор Мурзиков таки вывел его в свет, выложив немало его фильмов в открытый доступ. Точное число его режиссёрских работ неизвестно. На IMDB указано 23, но по постоянно всплывающим упоминаниям на хоррор-сайтах может быть не менее 30.
Основная особенность - натуралистичные сцены насилия и gore-эффекты, иногда заменяющие сюжет фильмам.
Наиболее известные работы - "Инфекция зомби" (2011), "Опухоли" (2011), дилогия "Кишки наружу" (2004, 2009).
Найти фильмы в сети крайне трудно, а некоторые вообще невозможно (всё что есть в открытом доступе выложено самим Виктором Мурзиковым), к тому же последние фильмы представляют просто нарезку Gore-сцен из прошлых работ. Канала на Ютубе нет.
Эльдар Богунов (EBS Entertainment)
(2010 - ожило)
Нальчикский режиссёр, прославившийся в начале 2010-х благодаря совсем невменяемым, но очень забавным короткометражкам. Предположительно, имеет психические отклонения, что не мешает ему, живя последние годы за чертой бедности, снимать кино. Новые фильмы, в перерывах между порнороликами, выходят ежегодно.
Всего за 10 лет снял свыше 60 фильмов. Наиболее знаменитые из них "Призрак 2. Предупреждение" (2011) (всего наснимал 5 частей + ремейк), "Роковая встреча" (2011) (+2 ремейка), "Похищение" (2013).
Канал на Ютубе с 2,5 тыс. подписчиков заблокирован в 2014.
Андрей Исканов (Gallucinogen Films)
(2003 - вроде живо)
Случай уникальный для России, когда режиссёр таки зарабатывает на произведённых фильмах. Снял примерно 5-10 фильмов, и речь как раз о "примерно", поскольку несколько кинолент были фото-фильмами и оказались утрачены, а текущие релизы неоднократно переиздавались во множестве версий.
Основные работы, которые известны далеко за пределами узкого круга почитателей - "Гвозди" (2003), "Видения ужасов" (2006, но в 2018 вышла переделанная и доснятая версия), "Философия ножа" (2008), "Турист" (2010, однако не считается законченным т.к. показана черновая версия).
С 2010 года Исканов не выпустил ни одного нового фильма (за исключением новеллы для хоррор-альманаха в 2013, но тот до сих не вышел), занимаясь в основном доделыванием старых и бесконечным их перевыпуском в новых версиях по всему миру. Вроде как из новых снятых сцен для "Видений ужасов" смонтирован новый фильм "Уроборос", но информации насчёт релиза и статуса - ноль.
Канал на Ютубе есть, но фильмов там нет. Чуть больше 100 подписчиков.
Павел Фоминенко (Chiller Video Studio)
(1992 - бегут к 20-ти летию)
Многих вышеперечисленных режиссёров не существовало бы без творчества Павла Фоминенко, который снял первый Российский трэш-фильм обозвав его просто "Бред". Но настоящая слава пришла к нему с релизом пародийного трэшачка "Полигон 2", ведь именно этим фильмом впоследствии вдохновлялись и Мурзиков, и Сергей А., и многие другие, кто снимал свои фильмы.
Самые известные работы - "Полигон 2" (2004), "Фризер" (2009), "Зайка-покусайка" (2013).
Всего снял 15 фильмов, но только 2 из них дотянули до полного метра. В 2020 снимает новый фильм, так что, то ли ещё будет.
Канал на Ютубе со всеми фильмами есть.
Итог
По итогу складывается ощущение, что русское-трэш кино не в таком уж и плохом положении, однако факты говорят сами за себя.
Многие активные режиссёры или сбавили темп, или перестали снимать. И это не считая сотню более мелких, которые пропали после нескольких короткометражек вместе со всем наследием.
Сегодня однозначно лидером русского трэш-кино последних лет можно назвать Сергея А., который просто задавил других количеством, разнообразием, но главное, полной доступностью своего творчества. В то время как Мурзиков не снимает, Исканов без конца переделывает (и продаёт одно и тоже по 20 раз) а Уэсли не показывает (совсем нигде, только друзья его иногда что-то выкладывают) - Сергей А. захватывает внимание (и зарабатывает), Фоминенко снимает (и тоже зарабатывает), а Богунов творит для всех.
Ещё одна причина, по которой русский трэш почти умер, но никак не умрёт это отсуствие новых имён. Тот же Сергей А. сравнительно смог раскрутиться в середине 2010-х, в то время как остальные не смогли этого сделать, канув в лету, и неровен час, когда русское трэш-кино будет ассоциироваться лишь с одним человеком - Сергеем А.
Напоследок, предлагаю оценить один из самых известных русских трэш-фильмов.