Юрий Быков – мой любимый российский режиссер из ныне живущих. До этого дня я видел лишь три его фильма: «Дурак» - фильм, который произвел на меня колоссальный эффект, «Завод» и «Сторож» - фильмы, которые тоже мне понравились, но которые не были так сильны, как «Дурак». Долго я откладывал просмотр «Майора» и «Жить». Но сегодня у меня было такое настроение, что захотелось посмотреть какой-нибудь из фильмов Быкова. Выбирал между двумя оставшимися. Предпочел «Майора» и не прогадал. Уже во время просмотра мне захотелось сделать обзор. Обзор со спойлерами. Поэтому, если вы еще не видели фильм, то обязательно посмотрите его, а потом вернитесь к моей статье. Фильм однозначно стоит просмотра.
Начинается фильм с утреннего пейзажа. Майору полиции Сергею Соболеву звонят из роддома и оповещают о рождении ребенка. Сергей садится в машину и гонит что есть сил к жене. Внезапно Соболев сбивает семилетнего мальчика на глазах у матери. В дальнейшем коллеги майора пытаются решить ситуацию, помочь Сергею не попасть за решетку, но все это приводит к череде смертей.
Главный герой у зрителя уже с начала вызывает неприязнь. Это человек, который сбил ребенка. Как вызвать сочувствие к персонажу, совершившему такой омерзительный поступок? Есть решение – показать еще более омерзительных персонажей. Я говорю про коллег майора. Поначалу может показаться, что полицейские помогают герою из теплых чувств, но чем ближе конец, тем яснее становится – они помогают, чтобы уберечь свои шкуры, даже полковник сам оговаривает это. И на протяжении фильма все время встает вопрос – как далеко персонажи могут еще зайти, чтобы уберечь свои шкуры? Это напоминает «Дурака». Персонажи фильмов совершают шокирующие зрителя поступки, что зритель думает: «Смогут ли они меня еще чем-то удивить?». И позже, к сожалению, удивляют.
С «Дураком» «Майора» роднит и тема фильма. Быков обличает бесчеловечную систему власти, показывает ее методы оставаться «всегда чистой», даже когда руки по локоть в крови.
На прочие фильмы Быкова «Майор» похож особенно своим подходом к персонажам. Герои раскрываются с иной стороны. Те, что в начале вызывали у вас ненависть, могут к концу вызывать сопереживание. И наоборот. В «Майоре» это не так ярко осуществлено, как в «Дураке», «Заводе» и «Стороже», но самое главное, что Быков смог заставить хоть немного сочувствовать герою, который сбил ребенка. А это уже впечатляет.
Еще я приметил говорящие фамилии у некоторых персонажей. Главный герой – Соболев – вполне вероятно сравнивается с животным соболем. Друг героя – Коршунов – может сравниваться с хищной птицей коршуном. С полковником Панкратовым еще интереснее, потому что фамилия образована от имени Панкрат, которое переводится как «Всемогущий» (имеется в виду Бог). Возможно, это намек со стороны режиссера на могущественность полковника в этом городе. С оперативником Бурлаковым схожая ситуация. Бурлак – это наемный рабочий в России 16-начала 20 века, который тянул при помощи бечевы речное судно против течения.
Верны ли мои находки – не знаю. Стоит также заметить, что такой прием, как говорящие фамилии, говорит о соблюдении традиций классицизма. Признаюсь, у меня давно есть ощущение схожести фильмов Быкова с драматическими произведениями Гоголя. «Дурак» - это буквально современный «Ревизор». Разница лишь в том, что Быков вместо элемента сатиры использует чернуху. Что у Гоголя комедия, то у Быкова жесткая социальная драма.
Кончается фильм кадром уже ночным пейзажем. Утренний пейзаж в начале и ночной пейзаж в конце закольцовывают историю, возможно, говоря, что ничего не изменилось, все продолжит идти по кругу, полицейские продолжат злоупотреблять своей властью и укрывать своих, нарушая закон.
А может это просто ночной пейзаж...