Найти в Дзене
ProEnglish

Беда со словообразованием... Что делать и как подготовиться к экзамену, если нужного материала в учебниках нет?

Я готовилась к поступлению в лингвистический университет в 2002 году. Знаете, какое экзаменационное задание тогда повергло меня в шок? Задание на словообразование. Нужно было из данного слова образовать однокоренное согласно контексту. Ну где я должна была брать эту информацию? Мы учились по Верещагиной, Эккерсли и там даже намека не было на задания по словообразованию. Конечно, я много читала на английском и какие-то формы без труда могла подобрать, но с тестовыми подготовительными заданиями на лексические преобразования из сборников я справлялась лишь на 50%. Тогда я просто завела тетрадь и выписывала из ключей к сборникам все то, с чем не справилась. Потом открывала словарь и рядом записывала все возможные однокоренные вариации слова. Мне повезло поступать до начала эпохи ЕГЭ. Ну и соответственно ОГЭ. Сейчас выполнение заданий на словообразование - неотъемлемая часть экзамена как в девятом, так и в одиннадцатом классе. А что с учебниками? Я не могу сказать, что ситуация улучшилас

Я готовилась к поступлению в лингвистический университет в 2002 году. Знаете, какое экзаменационное задание тогда повергло меня в шок? Задание на словообразование. Нужно было из данного слова образовать однокоренное согласно контексту. Ну где я должна была брать эту информацию? Мы учились по Верещагиной, Эккерсли и там даже намека не было на задания по словообразованию. Конечно, я много читала на английском и какие-то формы без труда могла подобрать, но с тестовыми подготовительными заданиями на лексические преобразования из сборников я справлялась лишь на 50%. Тогда я просто завела тетрадь и выписывала из ключей к сборникам все то, с чем не справилась. Потом открывала словарь и рядом записывала все возможные однокоренные вариации слова. Мне повезло поступать до начала эпохи ЕГЭ. Ну и соответственно ОГЭ.

Сейчас выполнение заданий на словообразование - неотъемлемая часть экзамена как в девятом, так и в одиннадцатом классе. А что с учебниками? Я не могу сказать, что ситуация улучшилась. Базовые курсы дают скудный минимум материала по словообразованию, зачастую очень не систематизировано. Программы углубленного изучения, такой материал предлагают, но выбор лексических единиц весьма своеобразный. Скажем, программа Starlight где-то с 7-го класса вводит задания на словообразование. При этом они, на мой взгляд, как-то изолированы от основной тематики юнитов. Имеется список словоформ в конце учебника, что не совсем удобно. К тому же, это не готовый список, а скорее задание - даны предложения в формате ГИА и нужно их дополнить нужной формой. При нагрузке 4 часа в неделю мы с этим списком очень редко когда успеваем поработать. Плюс, как я уже говорила, не знаешь, как это задание вообще привязать к теме урока. Просмотрев список для 8-го класса, я поняла, что в нем не совсем то, что предлагается учащимся в вариантах ОГЭ от fipi. Зато есть много заумного, того, что и в вариантах ЕГЭ редко встретишь.

Поэтому на уроках делаем так - отвели в словариках специальный раздел для словообразования. Перед введением новой лексики продумываю, какие однокоренные формы новых лексических единиц могут реально пригодиться на экзамене и даю сразу все необходимые формы слова. Листок мы делим на четыре столбца - существительные, прилагательные, глаголы и наречия.

На индивидуальных занятиях пользуюсь пособиями Macmillan. Они, в отличие от наших, не оторваны от реальности. Ну и еще у меня есть собственная тетрадь словоформ из fipi для подготовки к ОГЭ. Заучиваем собранные там формы и отрабатываем их на заданиях из банка ОГЭ.

Ничего лучше пока я не придумала. А как решаете эту задачу вы? Буду признательна, если поделитесь опытом.

Монологи для ОГЭ по 16 темам устной речи, составленные по ВСЕМ заданиям 3 открытого банка fipi, дополненные вопросами электронного ассистента (задание 2) и отобранными по темам заданиями по письму, Вы сможете найти в моем пособии, представленном в VK магазине ProEnglish.