Найти тему
О модном теле

Что стояло на туалетном столике царицы Египта?

Египтянки любили макияж даже больше, чем наши современницы. Давай же представим, что стояло на туалетном столике легендарной царицы Нефертити. Египетский макияж был ярким и очень четким, тени и подводка делались из природных красителей, которые смешивались непосредственно перед нанесением.

Нефертити. Берлинский Новый музей.
Нефертити. Берлинский Новый музей.

В музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина хранится коллекция косметических принадлежностей времен XVIII -XIX династий Древнего Египта, как раз время Нефертити. Итак, в самом начале Сосуды для хранения благовоний, масел и пигментов.

Сосуд для благовоний. Новое царство, 18 династия, ок. 1550 – 1290 до н. э.                                           © Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Сосуд для благовоний. Новое царство, 18 династия, ок. 1550 – 1290 до н. э. © Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

В таком сосуде с изображением беременной богини Тарет хранились притирания для тела. Богиня отвечала за здоровье матерей и младенцев, а в таких сосудах хранили средства от растяжек, в состав которых входило очень ценное бегеновое масло. Его получают и сегодня из плодов дерева моринги, произрастающего в Египте и Восточном Средиземноморье.

После того, как тело умащено, можно начинать соединять краски для макияжа. Тональной основы древние египтянки не знали, на лицо наносили масла, которые могли храниться в небольших и красивых сосудах. В маленьких косметических ложечках лежали пигменты: синий из лазурита, коричневый из яшмы, зеленый из малахита.

Косметическая ложечка в форме плывущей девушки. Новое царство, 18–19 династии, 1550–1185 до н. э. © Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Косметическая ложечка в форме плывущей девушки. Новое царство, 18–19 династии, 1550–1185 до н. э. © Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

С маслами пигменты смешивались в небольших и изящных палетках, выполненных в виде животных. В коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина есть такие палетки в виде рыбы, гуся и антилопы.

Косметическая палетка в виде утки. Новое царство, 18-19 династии, ок. 1550–1185 до н.э. © Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Косметическая палетка в виде утки. Новое царство, 18-19 династии, ок. 1550–1185 до н.э. © Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Кисточки и палочки редко встречаются в музейных собраниях. Мы их представим. Косметику нужно наносить, смотрясь в зеркало. А вот зеркало в коллекции есть. Само зеркало медное, когда-то его полировали до зеркального блеска, чтобы ни что не мешало совершенной красоте царицы.

Зеркало. Новое царство, 18 династия, ок. 1550–1290 до н. э. © Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Зеркало. Новое царство, 18 династия, ок. 1550–1290 до н. э. © Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

В завершении утреннего туалета царицу одевали и украшали головным убором или париком. А вот для него требовался гребень, например, такой.

Гребень. Новое царство, 18 династия, ок. 1550–1290 до н. э. © Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Гребень. Новое царство, 18 династия, ок. 1550–1290 до н. э. © Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Это мала часть того, что могло бы стоять на туалетном столике главной жены фараона, но представьте, как же красива была сама процедура, сколько ума и искусства требовалось от мастеров, сделавших эти вещи. После этого мы будем удивляться, что женщины всё еще охотятся за красивыми лимитированными коллекциями косметики?

P.S. Подписывайтесь на мой канал о истории тела! Будет интересно!