1,4K подписчиков

"Сказка о Язычке": артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста

298 прочитали
Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Когда мы говорим, язык, губы, челюсть, мягкое небо проделывают массу разнообразных движений.

Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Когда мы говорим, язык, губы, челюсть, мягкое небо проделывают массу разнообразных движений. А значит, от силы и подвижности этих органов во многом будет зависеть правильное произношение звуков.

Укреплять мышцы артикуляционного аппарата можно путем специфической гимнастики, выполняя комплекс упражнений.

Такая гимнастика широко используется логопедами. Помните: если речь идет о коррекции, именно логопед должен подбирать упражнения с учетом нарушения звука (звуков) у конкретного ребенка. В этом случае артикуляционная гимнастика направлена на отработку движений, нуждающихся в исправлении.

А вот заниматься профилактикой, то есть укреплять органы артикуляционного аппарата, тренировать их подвижность, могут и не специалисты.

Для воспитателей детских садов, пап и мам, всех, кто хочет помочь ребенку овладеть правильной и чистой речью, мы предлагаем доступный и понятный комплекс. Выполняя его, не нужно заглядывать в книгу, нервничать, мучительно вспоминать последовательность. Все упражнения объединены в одну историю-сказку, которую легко запомнит каждый из вас.

Поскольку артикуляционная гимнастика требует больших энергетических затрат, усилий и терпения, очень важно заинтересовать ребенка. Не превращайте занятие в муштру, играйте весело, не по шаблону! Это многократно увеличит эффективность. Живой интерес ребенка, его положительное отношение к тому, что вы делаете, уже гарантируют половину успеха.

Итак, внимательно прочитайте описание упражнений и подготовьте место, где вы будете заниматься. Хорошо, если на первых этапах ребенок будет видеть и свое лицо: так легче убедиться, что ты все делаешь правильно. А значит, понадобится достаточно большое настенное зеркало. Если занимаются несколько детей, например, в группе детского сада, позаботьтесь о индивидуальном зеркале для каждого. Оно должно быть достаточно устойчиво, чтобы, сев за стол, ребенок мог установить зеркало перед собой.

Присядьте. В этом положении тело не напряжено: спина прямая, а руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Разместите детей так, чтобы движения, которые вы показываете, были видны каждому. Постарайтесь, чтобы ваше лицо было хорошо освещено. Губы можно накрасить яркой помадой.

Не забудьте о салфетках: кому-то из ребят обязательно понадобится промокнуть слюну. Начнем?

«Жил да был Язычок. И был он вот такой.

Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Когда мы говорим, язык, губы, челюсть, мягкое небо проделывают массу разнообразных движений.-2

(Открыть рот, высунуть язык как можно дальше. Напрячь его, сделать узким.)

А у Язычка был домик. И был он вот такой.

Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Когда мы говорим, язык, губы, челюсть, мягкое небо проделывают массу разнообразных движений.-3

(Открыть рот: широко-широко. Нижняя челюсть максимально вытягивается к подбородку)

А в домике том были: стены…

Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Когда мы говорим, язык, губы, челюсть, мягкое небо проделывают массу разнообразных движений.-4

(Рот закрыть. Напряженным кончиком языка упираться то в одну, то в другую щеку.)

… потолок…

Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Когда мы говорим, язык, губы, челюсть, мягкое небо проделывают массу разнообразных движений.-5

(Открыть рот, улыбнуться. Кончиком языка погладить небо, делая движения назад-вперед.)

… пол.

Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Когда мы говорим, язык, губы, челюсть, мягкое небо проделывают массу разнообразных движений.-6

(Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно вести языком по нижним зубам: в одну и в другую сторону.)

Были дверь…

Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Когда мы говорим, язык, губы, челюсть, мягкое небо проделывают массу разнообразных движений.-7

(Откинуть челюсть вниз, словно произносите «а» на приеме у доктора.)

… и окошко…

Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Когда мы говорим, язык, губы, челюсть, мягкое небо проделывают массу разнообразных движений.-8

(Сжать челюсти. Губы сильно растягиваются вверх, вниз, в стороны, прижимаясь к деснам и обнажая оба ряда зубов.)

…и даже крылечко, на котором Язычок любил лежать и отдыхать.

Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Когда мы говорим, язык, губы, челюсть, мягкое небо проделывают массу разнообразных движений.-9

(Улыбнуться, приоткрыть рот, широкий край языка положить на нижнюю губу.)

Вот как-то утром Язычок проснулся, потянулся.

Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Когда мы говорим, язык, губы, челюсть, мягкое небо проделывают массу разнообразных движений.-10

(Рот широко открыт. Губы в улыбке. Широкий язык присосать к небу, а затем оторвать со щелчком.)

Выглянул Язычок в окошко. Посмотрел налево и направо: нет никого…

Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Когда мы говорим, язык, губы, челюсть, мягкое небо проделывают массу разнообразных движений.-11

(Приоткрыть рот, улыбнуться. Выполнить плавное движение языком: от левого уголка рта к правому.)

Посмотрел направо и налево: нет никого.

Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Когда мы говорим, язык, губы, челюсть, мягкое небо проделывают массу разнообразных движений.-12

(Рот приоткрыт. Плавное движение языком выполняется от правого угла рта к левому.)

Посмотрел вверх и вниз: ну нет никого!

Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Когда мы говорим, язык, губы, челюсть, мягкое небо проделывают массу разнообразных движений.-13

(Рот открыт. Язык поднять к носу, а затем опустить к подбородку.)

Вниз и вверх: совсем никого…

Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Когда мы говорим, язык, губы, челюсть, мягкое небо проделывают массу разнообразных движений.-14

(Рот открыт. Плавное движение языком от подбородка к носу.)

Пригорюнился Язычок и лег на крылечко.

Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Когда мы говорим, язык, губы, челюсть, мягкое небо проделывают массу разнообразных движений.-15

(Улыбнуться, приоткрыть рот, широкий край языка положить на нижнюю губу.)

Вдруг слышит: т-т-т-т.

Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Когда мы говорим, язык, губы, челюсть, мягкое небо проделывают массу разнообразных движений.-16

(Рот открыт. Многократно барабанить напряженным кончиком языка по верхней десне: т-т-т-т. Одновременно пальцами правой руки касаться стола: указательный (т!) – средний (т!) – указательный (т!) – средний (т!).)

Это мимо домика Язычка бежал Мальчик. Язычок крикнул ему: «Стой! Куда ты бежишь?». – «Я бегу на детскую площадку». – «А можно и мне с тобой?». – «Конечно!». И они побежали вместе: т-т-т-т.

Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Когда мы говорим, язык, губы, челюсть, мягкое небо проделывают массу разнообразных движений.-17

(Напряженный кончик языка барабанит по верхней десне. Указательный и средний пальцы и правой и левой руки попеременно касаются стола: указательные (т!) – средние (т!) – указательные (т!) – средние (т!).)

На детской площадке Язычок и Мальчик качались на качелях, …

Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Когда мы говорим, язык, губы, челюсть, мягкое небо проделывают массу разнообразных движений.-18

(Рот открыт. Губы в улыбке. Язык поднимается к носу и опускается к подбородку: несколько раз.)

… катались с горки, …

Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Когда мы говорим, язык, губы, челюсть, мягкое небо проделывают массу разнообразных движений.-19

(Рот открыт. Кончик языка поставить у основания нижних резцов. Спинку выгнуть.)

… играли в футбол, …

Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Когда мы говорим, язык, губы, челюсть, мягкое небо проделывают массу разнообразных движений.-20

(Рот закрыть. Напряженным кончиком языка упираться то в одну, то в другую щеку.)

… прыгали через скакалочку …

Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Когда мы говорим, язык, губы, челюсть, мягкое небо проделывают массу разнообразных движений.-21

(Рот открыт. Кончиком языка прикоснуться к краю верхней губы и дотронуться до бугорков за верхними зубами. Повторить несколько раз.)

… и даже лепили куличики в песочнице, похожей на грибок.

Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Когда мы говорим, язык, губы, челюсть, мягкое небо проделывают массу разнообразных движений.-22

(Рот открыт. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу и удерживать в таком положении. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.)

А когда на улице стало темнеть, Язычок пригласил мальчика к себе в гости. И они побежали: т-т-т-т.

Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Когда мы говорим, язык, губы, челюсть, мягкое небо проделывают массу разнообразных движений.-23

(Рот открыт. Напряженный кончик языка барабанит по верхней десне. Указательный и средний пальцы рук «бегут» по столу.)

В гостях у Язычка они ели малиновое варенье – большими ложками.

Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Когда мы говорим, язык, губы, челюсть, мягкое небо проделывают массу разнообразных движений.-24

(Рот открыт. Губы в улыбке. Широким краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, а затем втянуть язык в рот.)

И пили чай – из больших и красивых чашек.

Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Когда мы говорим, язык, губы, челюсть, мягкое небо проделывают массу разнообразных движений.-25

(Рот открыт. Губы в улыбке. Высунуть язык, приподняв его кончик и боковые края. Удерживать язык в таком положении.)

И долго-долго болтали.

Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Когда мы говорим, язык, губы, челюсть, мягкое небо проделывают массу разнообразных движений.-26

(Рот открыт, губы в улыбке. Проводить широким языком по верхней губе: вперед – назад, как бы поглаживая губу. Движения выполняются в быстром темпе, так, чтобы слышался звук: бл-бл.)

А потом мальчик побежал домой. Ведь его ждала мама. Т-т-т-т.

Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Когда мы говорим, язык, губы, челюсть, мягкое небо проделывают массу разнообразных движений.-27

(Рот открыт. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами: т-т-т-т. Указательный и средний пальцы правой руки «бегут» по столу: указательный (т!) – средний (т!) – указательный (т!) – средний (т!).)

А Язычок еще долго стоял на крылечке. Он махал мальчику вслед…

Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Когда мы говорим, язык, губы, челюсть, мягкое небо проделывают массу разнообразных движений.-28

(Рот открыт. Язык поднимается к носу и опускается к подбородку. Повторить несколько раз.)

… и кричал: «Завтра прибегай: еще поиграем!». А потом Язычок закрыл дверку, …

Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Когда мы говорим, язык, губы, челюсть, мягкое небо проделывают массу разнообразных движений.-29

(Максимально откинуть челюсть вниз и спокойно закрыть рот.)

… убрался в домике…

Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Когда мы говорим, язык, губы, челюсть, мягкое небо проделывают массу разнообразных движений.-30

(Рот закрыт. Облизывать зубы под верхней и нижней губой, двигаясь по кругу.)

… и лег спать.

Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Когда мы говорим, язык, губы, челюсть, мягкое небо проделывают массу разнообразных движений.-31

(Соединить ладони, руки убрать под щечку и закрыть глаза.)

P.S. Текст «Сказки о язычке» авторский.

Для иллюстрации использованы рисунки из книги Т.А. Воробьевой и О.И. Крупенчук «Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика». – СПб.: Издательский Дом «Литература», 2007.