Произношение звуков - это сложный двигательный навык. Когда мы говорим, язык, губы, челюсть, мягкое небо проделывают массу разнообразных движений. А значит, от силы и подвижности этих органов во многом будет зависеть правильное произношение звуков.
Укреплять мышцы артикуляционного аппарата можно путем специфической гимнастики, выполняя комплекс упражнений.
Такая гимнастика широко используется логопедами. Помните: если речь идет о коррекции, именно логопед должен подбирать упражнения с учетом нарушения звука (звуков) у конкретного ребенка. В этом случае артикуляционная гимнастика направлена на отработку движений, нуждающихся в исправлении.
А вот заниматься профилактикой, то есть укреплять органы артикуляционного аппарата, тренировать их подвижность, могут и не специалисты.
Для воспитателей детских садов, пап и мам, всех, кто хочет помочь ребенку овладеть правильной и чистой речью, мы предлагаем доступный и понятный комплекс. Выполняя его, не нужно заглядывать в книгу, нервничать, мучительно вспоминать последовательность. Все упражнения объединены в одну историю-сказку, которую легко запомнит каждый из вас.
Поскольку артикуляционная гимнастика требует больших энергетических затрат, усилий и терпения, очень важно заинтересовать ребенка. Не превращайте занятие в муштру, играйте весело, не по шаблону! Это многократно увеличит эффективность. Живой интерес ребенка, его положительное отношение к тому, что вы делаете, уже гарантируют половину успеха.
Итак, внимательно прочитайте описание упражнений и подготовьте место, где вы будете заниматься. Хорошо, если на первых этапах ребенок будет видеть и свое лицо: так легче убедиться, что ты все делаешь правильно. А значит, понадобится достаточно большое настенное зеркало. Если занимаются несколько детей, например, в группе детского сада, позаботьтесь о индивидуальном зеркале для каждого. Оно должно быть достаточно устойчиво, чтобы, сев за стол, ребенок мог установить зеркало перед собой.
Присядьте. В этом положении тело не напряжено: спина прямая, а руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Разместите детей так, чтобы движения, которые вы показываете, были видны каждому. Постарайтесь, чтобы ваше лицо было хорошо освещено. Губы можно накрасить яркой помадой.
Не забудьте о салфетках: кому-то из ребят обязательно понадобится промокнуть слюну. Начнем?
«Жил да был Язычок. И был он вот такой.
(Открыть рот, высунуть язык как можно дальше. Напрячь его, сделать узким.)
А у Язычка был домик. И был он вот такой.
(Открыть рот: широко-широко. Нижняя челюсть максимально вытягивается к подбородку)
А в домике том были: стены…
(Рот закрыть. Напряженным кончиком языка упираться то в одну, то в другую щеку.)
… потолок…
(Открыть рот, улыбнуться. Кончиком языка погладить небо, делая движения назад-вперед.)
… пол.
(Рот открыт. Губы в улыбке. Плавно вести языком по нижним зубам: в одну и в другую сторону.)
Были дверь…
(Откинуть челюсть вниз, словно произносите «а» на приеме у доктора.)
… и окошко…
(Сжать челюсти. Губы сильно растягиваются вверх, вниз, в стороны, прижимаясь к деснам и обнажая оба ряда зубов.)
…и даже крылечко, на котором Язычок любил лежать и отдыхать.
(Улыбнуться, приоткрыть рот, широкий край языка положить на нижнюю губу.)
Вот как-то утром Язычок проснулся, потянулся.
(Рот широко открыт. Губы в улыбке. Широкий язык присосать к небу, а затем оторвать со щелчком.)
Выглянул Язычок в окошко. Посмотрел налево и направо: нет никого…
(Приоткрыть рот, улыбнуться. Выполнить плавное движение языком: от левого уголка рта к правому.)
Посмотрел направо и налево: нет никого.
(Рот приоткрыт. Плавное движение языком выполняется от правого угла рта к левому.)
Посмотрел вверх и вниз: ну нет никого!
(Рот открыт. Язык поднять к носу, а затем опустить к подбородку.)
Вниз и вверх: совсем никого…
(Рот открыт. Плавное движение языком от подбородка к носу.)
Пригорюнился Язычок и лег на крылечко.
(Улыбнуться, приоткрыть рот, широкий край языка положить на нижнюю губу.)
Вдруг слышит: т-т-т-т.
(Рот открыт. Многократно барабанить напряженным кончиком языка по верхней десне: т-т-т-т. Одновременно пальцами правой руки касаться стола: указательный (т!) – средний (т!) – указательный (т!) – средний (т!).)
Это мимо домика Язычка бежал Мальчик. Язычок крикнул ему: «Стой! Куда ты бежишь?». – «Я бегу на детскую площадку». – «А можно и мне с тобой?». – «Конечно!». И они побежали вместе: т-т-т-т.
(Напряженный кончик языка барабанит по верхней десне. Указательный и средний пальцы и правой и левой руки попеременно касаются стола: указательные (т!) – средние (т!) – указательные (т!) – средние (т!).)
На детской площадке Язычок и Мальчик качались на качелях, …
(Рот открыт. Губы в улыбке. Язык поднимается к носу и опускается к подбородку: несколько раз.)
… катались с горки, …
(Рот открыт. Кончик языка поставить у основания нижних резцов. Спинку выгнуть.)
… играли в футбол, …
(Рот закрыть. Напряженным кончиком языка упираться то в одну, то в другую щеку.)
… прыгали через скакалочку …
(Рот открыт. Кончиком языка прикоснуться к краю верхней губы и дотронуться до бугорков за верхними зубами. Повторить несколько раз.)
… и даже лепили куличики в песочнице, похожей на грибок.
(Рот открыт. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу и удерживать в таком положении. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.)
А когда на улице стало темнеть, Язычок пригласил мальчика к себе в гости. И они побежали: т-т-т-т.
(Рот открыт. Напряженный кончик языка барабанит по верхней десне. Указательный и средний пальцы рук «бегут» по столу.)
В гостях у Язычка они ели малиновое варенье – большими ложками.
(Рот открыт. Губы в улыбке. Широким краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, а затем втянуть язык в рот.)
И пили чай – из больших и красивых чашек.
(Рот открыт. Губы в улыбке. Высунуть язык, приподняв его кончик и боковые края. Удерживать язык в таком положении.)
И долго-долго болтали.
(Рот открыт, губы в улыбке. Проводить широким языком по верхней губе: вперед – назад, как бы поглаживая губу. Движения выполняются в быстром темпе, так, чтобы слышался звук: бл-бл.)
А потом мальчик побежал домой. Ведь его ждала мама. Т-т-т-т.
(Рот открыт. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами: т-т-т-т. Указательный и средний пальцы правой руки «бегут» по столу: указательный (т!) – средний (т!) – указательный (т!) – средний (т!).)
А Язычок еще долго стоял на крылечке. Он махал мальчику вслед…
(Рот открыт. Язык поднимается к носу и опускается к подбородку. Повторить несколько раз.)
… и кричал: «Завтра прибегай: еще поиграем!». А потом Язычок закрыл дверку, …
(Максимально откинуть челюсть вниз и спокойно закрыть рот.)
… убрался в домике…
(Рот закрыт. Облизывать зубы под верхней и нижней губой, двигаясь по кругу.)
… и лег спать.
(Соединить ладони, руки убрать под щечку и закрыть глаза.)
P.S. Текст «Сказки о язычке» авторский.
Для иллюстрации использованы рисунки из книги Т.А. Воробьевой и О.И. Крупенчук «Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика». – СПб.: Издательский Дом «Литература», 2007.