Найти тему
Андрей Бахаев

Муки создания бюджета закупок

Зимой 2018-2019 у нас возникла идея сформировать первый бюджет. Ну все же делают, а чем мы хуже? Вроде бы уже большая компания, большое количество сотрудников. Все вокруг говорят «у вас нет бюджета? вы еще живы?». Ну и начались муки создания первого бюджета. А с какой стороны подступиться? Ну правильно, а давайте сформируем бюджет продаж. Ну начали собирать, первая итерация, вторая, третья, четвертая. Ну круто, вроде бы сформировали. А теперь давайте смотреть, что же дальше…. Ну давайте сформируем бюджет закупок. А о нем я расскажу подробнее.

Так как мы производственная компания и у нас большое количество отделов, то началось… Производственный цех, лаборатория, генераторный цех, транспортный цех, IT, маркетинг, отдела продаж, офисные потребности…. Потребности в сырье, техническое обслуживание линии, техобслуживание упаковочной машины, бетоносмесители-формовочной машины, а еще есть котельная, парогенераторы, а еще нужно отапливать завод, и не стоит забывать про утепление самого завода….. В первой итерации все такие ну ОК, скачали выгрузку из 1С за прошлый год и прилепили к таблице, мы такие: неа, давай по новой. Во второй раз почему то, все туда запихнули ВСЕ свои хотелки, о чем мечтали последние лет 5…. Тоже неа…. Начали думать и смотреть чего урезать (бюджет закупок превысил бюджет продаж….)…. Сокращали, сокращали, смотрели чего порезать….

В итоге норм все сошлось… вроде бы сходится…. Сводим дальше и смотрим… Транспортный цех…. Зарплаты, запчасти по каким-то причинам забирают больше, чем у нас выручка по транспортному отделу (на тот момент у нас было 2 грузовых автомобиля для доставки продукции, который через день ломались + еще 2 фургона для текущих нужд, которые также с определенной периодичности прекращали передвигаться…) Решили сократить и отдать на аутсорсинг доставку, далее 2 убитых фургона заменили на 1 новенький в лизинг. Ого он теперь ездит, почти не нужно обслуживать. В этот год более-менее нормально спланировали поставки пресс-форм. А эта такая штука, которая стоит почти под 1 млн, так еще изготавливается в Германии до 6 месяцев (в прошлом году мы как-то пропустили этот момент и остались в пик сезона без самой ходовой пресс-формы). Увидели, как и где возможно подсократиться в расходах по материалам, именно бюджет натолкнул нас на мысль поработать в сторону сокращения стоимости закупочных материалов.

Понятно, что после первой попытки мы очень жестко промахнулись в своем бюджете, почти его не выполнили, но он нам на много открыл глаза. А ведь есть еще бюджет по балансовому листу, бюджет движения денежных средств. В совокупности эти три документа творят магию в сознании, но об этом в другой раз