Найти в Дзене
История СССР и России

Забавные истории из жизни Сталина. Часть 2

Оглавление

На этом канале уже публиковался один сборник полулегендарных историй из жизни Сталина. Эти исторические анекдоты показывали образ вождя, сложившийся у современников. Недавно я наткнулся на ещё одно собрание подобных баек.

Некоторые из них показались мне достойными обсуждения, так как они отображают реально происходившие в Советском Союзе исторические процессы. За одним, разберёмся, могли ли описанные события происходить в реальности.

Императорский сын

Однажды Александр III по прозвищу «Миротворец» вступил в связь с простолюдинкой. Та забеременела и сообщила об этом императору. В ответ пришла телеграмма:

“Отроку дать имя Сергий, отчество мое, фамилия— по прозвищу.”

Мать так и поступила. В тридцатые годы сотрудники НКВД выяснили правду о происхождении императорского сына. Нашлись особо ретивые чекисты, решившие отправить Миротворцева по этапу. Принесли дело Сталину. Генсек поставил на приговоре следующую резолюцию:

“Он не виноват, что его отец был такой бл**ун.”

С. А. Миротворцев стал профессором и получил Сталинскую премию.

История впервые увидела свет благодаря журналисту Феликсу Чуеву в 1998 году. Якобы он записал её со слов свидетелей тех событий.

Часто главным героем истории называют профессора Сергея Романовича Миротворцева. Знаменитый советский хирург, родился в 1878 г. и умер в 1949 г. – он мог в теории быть сыном Александра III. Однако он получил звание профессора ещё до свержения царя, носил отчество Романович, к тому же его отец носил фамилию Миротворцев. Эти обстоятельства делают легенду малоправдоподобной.

Легенда отражает процесс встраивания дворян в новую систему. Яркими примерами служат писатель Алексей Толстой, генерал Брусилов и член ЦК Григорий Орджоникидзе.

Профессор Сергей Миротворцев, предполагаемый герой легенды.
Профессор Сергей Миротворцев, предполагаемый герой легенды.

Диалог с Черчиллем

Во время одной из конференций обсуждался польский вопрос, и между Черчиллем и Сталиным произошёл такой диалог:

— Львов никогда не был русским городом! – воскликнул Черчилль.
— А Варшава была.

Населённый украинцами Львов до Первой Мировой войны входил в состав Австро-Венгрии. Линия Керзона, рекомендуемая Британией в качестве границы между Польшей и СССР, была создана в двух вариантах: один предусматривал оставить город полякам, второй – Союзу.

Советско-германская граница после раздела Польши пролегла примерно по Линии Керзона. Этот аргумент использовался советскими дипломатами для легитимации новых границ. Учитывая неоднозначность положения Львова, подобный диалог действительно мог произойти в реальности.

По версии книги «Шляхта и мы» разговор произошёл между Сталиным и одним из приближённых Болеслава Берута, первого президента послевоенной Польши.

Болеслав Берут.
Болеслав Берут.

Лимоны

Сталин ходил с Первым секретарем ЦК Грузии А. И. Мгеладзе по аллеям кунцевской дачи и угощал его лимонами, которые вырастил сам в своем лимоннике:

-Попробуйте, здесь, под Москвой, выросли!

После разговор перешёл на другие темы, но вскоре Сталин снова предложил попробовать собеседнику лимон:

-Попробуйте, хорошие лимоны!

Наконец, Мгеладзе понял, к чему вождь клонит:

-Товарищ Сталин, я вам обещаю, что через семь лет Грузия обеспечит страну лимонами, и мы не будем ввозить их из-за границы.

-Слава Богу, догадался! — сказал Сталин.

Мгеладзе был первым секретарём Грузии в 1952-53 гг., так что диалог вполне мог состояться. 50-е годы – разгар Холодной войны. Генсек стремился, чтобы страна обеспечивала себя всем. Даже такой мелочью, как лимоны.

Акакий Мгеладзе, первый секретарь Грузии в 1952-53 гг.
Акакий Мгеладзе, первый секретарь Грузии в 1952-53 гг.

«Иван Сусанин»

В Большом театре готовили новую постановку оперы Глинки “Иван Сусанин”. Комиссия во главе с председателем Большаковым сочла, что финал “Славься, русский народ!” необходимо изменить:

-Церковность, патриархальщина!

Доложили Сталину.

-А мы поступим по-другому, — сказал Сталин, — финал оставим, Большакова снимем.

Во времена Сталина «Ивана Сусанина» в Большом театре ставили дважды, в 1939 и 1945 годах. Больше всего под роль Большакова из легенды подходит Иван Григорьевич Большаков, в 1939 г. занимавший должность управляющего делами СНК, а в 1945 – председателя комитета по кинематографии. В 1939 году его действительно сняли с должности, но следующее его назначение – как раз председатель комитета по кинематографии – уже непосредственно касалось дел культуры, что не сходится с «приказом Сталина». С другой стороны, под фразой: «…Большакова снимем…» – мог иметься в виду приказ о снятии функционера с должности главы комиссии.

Иван Григорьевич Большаков.
Иван Григорьевич Большаков.

Сама же история высмеивает желание партийных функционеров подогнать классические произведения под политическую конъюнктуру. В самом деле, кого кроме царя и народа славить людям в XVII веке? Не советскую же власть!

Эта проблема была актуальна на протяжении всего советского периода. Ещё Ильф и Петров в романе «12 стульев» описывали постановку спектакля «Женитьба» Гоголя.

Кочкарев с Феклой спели куплеты про Чемберлена и про алименты, которые британский министр взимает у Германии. На кружках Эсмарха сыграли отходную. И занавес, навевая прохладу, захлопнулся.

Желание чиновников лезть в культурную сферу, не советуясь с профессионалами, даже в тех случаях, когда вмешательство не оправдано идеологически, отражено и в следующей истории.

Решение о премии

Однажды на соискание сталинской премии был выдвинут композитор Голубев. Его симфония была довольно посредственна, но кандидатуру предложил сам Жданов. Все голосовали за. Когда списки лауреатов принесли на подпись Сталину, он спросил:

-Голубев... Симфония... Все— за, один— против. А кто этот один?
-Шостакович, товарищ Сталин.
-Товарищ Шостакович понимает в музыке больше нас, — сказал Сталин и вычеркнул Голубева из списков лауреатов.

Милосердие к котёнку

Предыдущие легенды я незначительно изменил, чтобы сократить объём. Следующую же историю я оставлю без изменений.

Однажды ночью, устав от тяжелой работы, Сталин вышел пройтись вдоль кремлевской набережной, и как назло начался сильный дождь. Вдруг он услышал тонюсенький писк и увидел маленького мокрого котенка, сидящего в грязной луже. Сталин поднял малыша с земли и закутал в теплую шинель. — ну что, еще минуту назад ты был без дома и имени, а уже сегодня будешь кабинеты кремлевские от мышей охранять, а звать тебя будем Васькой.
Вернулся Сталин в свой кабинет, а его секретарь товарищ Поскребышев и спрашивает:
— Иосиф Виссарионович, там товарищ Ежов списки прислал, просил согласовать, вдруг кого-то лишнего занесли...
— Да расстреливайте всех н***й, и котенку молочка принесите...

Это комментарий с сайта «Пикабу» к посту, где были опубликованы подобные истории о Сталине. Не верьте всему, что пишут про исторических деятелей в Интернете!