Найти в Дзене

5 пронзительных индийских фильмов о войне, дружбе и любви

Которые пробирают до глубины души и поднимают вечные ценности и вопросы. Я от них всех и плакала, и смеялась. Они все очень многогранные. Сделаны с душой и в надежде тронуть души. Кстати, тема разобщённости и единства людей и народов, занимает индийцев не просто так. Это в разных киностудиях, разные сценаристы и режиссёры делают фильмы по актуальной и острой проблеме, назревшей в Индии, да, впрочем, также остро проявленной и во всём мире. Немного предыстории. Тысячелетиями существовала Бхарат – Индия. Потом пришли арии, стали верхушкой индийского общества. Несколько тысячелетий спустя, пришли мусульмане, тоже устроились на индийских землях, привнеся свою культуру, религию и обычаи. Несколько веков всё это как-то сосуществовало на одной территории, уже возник своеобразный сплав. Затем пришли англичане, жаждущие сделать из Индии колонию и качать тамошние ценные ресурсы на благо собственного народа и Ост-Индийской торговой компании. Где-то через 250 лет индийцы устали от угнетателей и с
Кадр из "Брат Баджранги"
Кадр из "Брат Баджранги"

Которые пробирают до глубины души и поднимают вечные ценности и вопросы. Я от них всех и плакала, и смеялась. Они все очень многогранные. Сделаны с душой и в надежде тронуть души.

Кстати, тема разобщённости и единства людей и народов, занимает индийцев не просто так. Это в разных киностудиях, разные сценаристы и режиссёры делают фильмы по актуальной и острой проблеме, назревшей в Индии, да, впрочем, также остро проявленной и во всём мире.

Немного предыстории.

Тысячелетиями существовала Бхарат – Индия. Потом пришли арии, стали верхушкой индийского общества. Несколько тысячелетий спустя, пришли мусульмане, тоже устроились на индийских землях, привнеся свою культуру, религию и обычаи. Несколько веков всё это как-то сосуществовало на одной территории, уже возник своеобразный сплав.

Затем пришли англичане, жаждущие сделать из Индии колонию и качать тамошние ценные ресурсы на благо собственного народа и Ост-Индийской торговой компании. Где-то через 250 лет индийцы устали от угнетателей и стали вырывать обратно свою свободу и независимость.

Вторая мировая война опять покачнула состояние Индии – в 1947 правительство приняло жестокое решение о разделении Индийской территории на Индию и Пакистан, обязав всех индусов жить именно в новой Индии, а мусульман – перебраться на земли новоявленного Пакистана. Миллионы людей были вынуждены покинуть дома, родину, родственников и друзей, избрав себе и детям одну лишь конкретную религию. Что сопровождалось стычками и жертвами.

На 2020 год – время написания этой статьи – до сих пор древний индийский народ расколот на Индию и Пакистан. Из Индии можно оформить визу и слетать куда угодно, только не в Пакистан – там плотная стена с колючей проволокой и особый жёсткий досмотр.

Люди, случайно пересёкшие границу Пакистана и Индии, попадают в тюрьму на несколько лет. Поскольку их подозревать начинают в шпионаже и в сообщничестве с террористами. Будь он хоть женщина, хоть старик, хоть ребёнок – всех в тюрьму, а адвокаты вряд ли возьмутся их спасать. Сейчас в тюрьмах задержаны несколько сотен, а то и тысяч человек.

Но сложно вырвать из собственного сердца половину своих близких и предков: сердце помнит и болит обо всех. Сердце не слушает увещеваний политиков и не хочет долго помнить ненависть – сердце живёт по собственным законам. Поэтому в индийском киноискусстве всё больше появляется фильмов-криков, затрагивающих тему вражды и единства.

1. «Брат Баджранги»

Кадр из "Брат Баджранги"
Кадр из "Брат Баджранги"

Девочка из пакистанской деревни едва не погибла, упав со скалы. Выжила, но перестала говорить. Родители продали стадо, чтоб по совету местных стариков съездить к важной мусульманской святыне, находящейся в Дели (территория современной Индии). Мать и дочь пересекли границу и забор из колючей проволоки, помолились, но на обратном пути немая девочка потерялась. Мать пограничники обратно в Индию не пустили.

Это история о немой пакистанской девочке, оставшейся на чужой земле. Случайно или по милости Бога, ей встретился добросердечный молодой индус, искренний преданный бога Ханумана. Он, конечно, пытался сдать потерявшегося ребёнка милиции, но потом ему прямо заявили, что просто сдадут потеряшку в приют. Короче, он решил разыскать её родителей сам.

Пронзительная история о том, что любовь родителей к детям, человеческое сострадание и преданность верующего свойственны людям всех народов.

2. «Пикэй»

Кадр из фильма"Пикей"
Кадр из фильма"Пикей"

Однажды на землю прибыл инопланетянин, высадился посмотреть. Голый, разумеется, ибо у них одежду носить было не принято. А медальон-пульт от космолёта с его шеи сдёрнули и украли, короче, остался бедолага голышом и посреди пустыни без всего. Без пульта домой ему не вернуться, пришлось пойти и искать.

Люди называли его «пикэй» - обкурившийся/наркоманище - за нелепый вид, странное поведение и неожиданные вопросы.

Правда, люди говорили, что найти пульт в городе-миллионнике, да с незнанием имени и адреса вора, Пикею может помочь только Бог. Пикэй вынужден был обратиться за помощью к Богу, но внезапно узнал, что домов у человеческого Бога множество, имён много, ровно как и бесчисленное количество форм оформления просьбы к Богу. Даже подарок Богу в каждом доме подносили по-разному. Пикэй всех тонкостей не знал, поэтому постоянно влипал в неприятности.

На первый взгляд – это жестокий стёб на тему религии. Однако если приглядеться – это жестокий стёб про фарисеев. Потому что люди едины в своём стремлении познать истину и Бога, но зачем-то оформляют свой духовный поиск и благодарность разными вещами и обрядами.

Люди разных религий и народов – это одно. Бог видит всех и отвечает на молитвы, когда человек отходит от формального выполнения ритуалов и начинает искренне заботиться о других людях.

«Зачем поливать статую Бога молоком, если на улицах сотни сирот – и можно пойти и накормить этим молоком их?..»

3. «Меня зовут Кхан»

Кадр из фильма"Меня зовут Кхан"
Кадр из фильма"Меня зовут Кхан"

Индийский мусульманин Кхан страдал своеобразным нарушением психики: не мог смотреть людям в глаза и пугался жёлтого цвета. Люди и дети боялись его, но мама всегда поддерживала. Мама всегда говорила: «Есть люди добрые, которые заботятся о других. Есть люди жестокие, которые других мучают. Больше различий между людьми нет».

После смерти матери Кхан вынужден был перебраться в Америку к ранее перебравшемуся туда брату. Внезапно влюбился в молодую мать-одиночку, весёлую и дружелюбную индуску, принявшую его со всеми его странностями. Кхан заслужил уважение и любовь и матери, и ребёнка, даже женился. Счастливо зажил.

Но сентябрьский теракт 2011 года не только унёс много жизней, но ещё и настроил американцев против живущих в Америке мусульман. Начались оскорбления и драки. Была унижена жена брата Кхана. Был подростками убит приёмный сын Кхана, но милиция убийц не нашла.

Отчаявшаяся и усталая любимая жена кричала, что во всех бедах виноват Кхан, чтоб Кхан пошёл к президенту и сказал: «Меня зовут Кхан. Я – мусульманин, но я не террорист», чтоб очистил имя погибшего сына. А иначе чтоб не смел возвращаться домой.

И Кхан пошёл искать встречи с президентом.

4. «Бегум Джан»

Кадр из "Бегум Джан"
Кадр из "Бегум Джан"

В 1947 году, после жестокого решения правительства о разделении Индии на Индию и Пакистан, начались переселения людей и строительство пограничной стены с колючей проволокой.

В месте, где должны были выстроить забор, находился маленький бордель, где жили женщины, выброшенные обществом и семьями. Они умереть не смогли и занялись позорным ремеслом. К ним ходили мужчины разных партий, народов, религий и убеждений. Ведь тяга мужчины к женскому телу и удовольствиям – древняя, неизменная. Ровно как и выбор конкретного мужчины – он хочет просто поиметь тело женщины или душу её захватить и влюбить в себя.

Шлюхам было некуда пойти, они не хотели терять последний дом и подруг по несчастью. И их глава – упрямая Бегум Джан – объявила войну чиновникам и военным.

С детьми этот фильм лучше не смотреть – он не пошлый, не взирая на место действия, но очень тяжёлый психологически.

«Ты умрёшь ужасной смертью, Бегум» - «Пусть так, но я умру как королева, а не как нищая. В своём дворце»

5. «Кафир» (который сериал 8-ми серийный)

Кадр или  просто фото с актёрами "Кафир"
Кадр или просто фото с актёрами "Кафир"

Основан на реальной истории молодой пакистанки, случайно упавшей в реку на территории Пакистана, но водою вынесённой на территорию Индию. Никто не верил ей. Она провела 7 лет в тюрьме, родив дочку от изнасиловавшего её охранника. Одна из многих бесправных пленников.

Однажды её тихую дочку вёл из тюрьмы в школу полицейский. Их заметил журналист, в прошлом адвокат, бросивший дело из-за гибели своего брата-военного от рук оправданного и выпущенного им террориста.

Журналист проследил за ней, встретил её мать. Мать мечтала вернуться на родину, хотя ещё там муж отрёкся от неё и привёл новую жену. Мать мечтала вернуться, хотя отныне она теперь кафир – мусульманка, осквернившая себя общением с неверующими, следовательно, земляки вряд ли её поймут и примут. Но там осталась её старая мать и отец, о которых верная дочь хотела позаботиться.

Журналист рискнул вспомнить адвокатское прошлое и выпросить свободу для матери-одиночки.

Это история об особых гранях любви, когда желания и ценности возлюбленного становятся выше собственных желаний. Это история мужчины и женщины, которые пытались преодолеть вражду и предрассудки.

Любителям длинных-длинных рецензий и спойлеров: "Бегум Джан", "Пикэй" и "Брат Баджранги"