Двигатели включились в зоне наземных станций слежения на территории СССР, затем только над Тихим океаном. Вся информация по работе бортовых систем велась по телеметрическому каналу, плавучая станция в Тихом океане, стационарный спутник связи «Орбита» в Петропавловске-Камчатском, высокоэллиптический спутник связи в Подмосковном ретрансляционном пункте и конечно же ЦУП.
МиГ-25 сопровождал «Буран» на высоте 7 километров, пилотировал его Магомед Толбоев. На высоте около 4 км «Буран» выходит на посадочную траекторию, все готово на земле, работают все службы, все идет просто замечательно.
И тут… «Буран» делает резкий маневр и уходит. Ни кто, ни чего не может понять? Что произошло? Почему бортовой компьютер осуществил такое, из-за его действия на Земле чуть не применили план «Б» - ликвидация корабля!
А некоторые ответственные люди, уже начали готовить для ТАСС сообщение о неудачной посадке.
Оказывается, когда корабль шел на посадку, ему ввели информацию о погоде, а потом в районе аэродрома ввели другое. Бортовая компьютерная система решила изменить траекторию посадки, развернуться и посадить корабль с другой стороны.
Дело в том, что поступила информация о сильном ветре и «умная» машина все учла и быстро приняла решение изменить траекторию посадки на безопасную. «Буран» сделал петлю и плавно приземлился на полосу.
В пункте управления, «испуг» сменился на бурные овации и восторг от успешной посадки «Бурана» автоматическом режиме. Но тогда еще ни кто не знал, что это первая и последняя посадка «Бурана».
А что же американцы и их «Спейс Шаттл»?
«Энергия-Буран» и «Спейс Шаттл» это новые технологии в космической индустрии, резко отличающие конструктивно от предшественников. Их база основана на многоступенчатых ракетах.
Шаттлы взлетали за счет твердотопливных ускорителей и своих двигателей, получавшие топливо из внешних баков, а на «Буране» объединили функции блоков в двухступенчатые ракеты носители. То есть не было огромных маршевых двигателей.
Возвращение корабля на Землю с орбиты – это падение. Скорость выше в 30 раз скорости звука. Поменять место посадки, если, что, было невозможно у «Бурана» и «Шаттла» нет авиационных двигателей.
Термозащиная плитка препятствовала проникновению тепла от раскаленной плазмы во время прохождения плотных слоев атмосферы, а нагрев был 1260 градусов Цельсия. Было потеряно только шести плиток, остальные конечно были повреждены.
Для старта «Буран» везли в горизонтальном положении а «Шаттл» в вертикальном. Наш корабль по безопасности превзошёл американский. Целых две системы спасения, это кресло-катапульта и отделение космонавтов от корабля – носителя.
И конечно же «Буран» совершал полет и посадку в автоматическом режиме, американский же корабль только в ручном режиме!
Корабль «Буран» опередил свое время, приборы и системы устанавливались следующего поколения. Ракетная отрасль получила большой опыт. А сам «Буран» говорит о высоком профессионально-технологическом уровне нашей страны!
Уже готовится новые статьи не пропустите, подпишитесь, это же не взять на себя ипотеку! Спасибо за полное прочтение!!!
Источник: Главный журнал о космосе "Русский космос" январь 2019 года. (текст мною обработан и отредактирован).