— А не пойти ли нам искупаться с акулами? — спросил меня мой кавалер Тахтаман из Чувашии в первый вечер нашего знакомства в ресторане города Mандауэ.
— А пошли! — махнула я рукой и разлила в бокалы остатки рома «Тандуай» на посошок.
Было три часа ночи. Mы сели на такси и помчались на юг острова Себу в славный город Ослоб.
Если нелегкая занесла вас на Филиппины, вы будете ругаться на грязь, сервис, китайцев, но все это забудется вмиг, как только вы плюхнетесь в океан, чтобы присоединиться к небольшой компании акул, длинной от трех до 13 метров. Здесь это называют сноркелинг. Каждое утро чудовища подплывают к берегу Ослоба, чтобы позавтракать. У них тут негласный договор с местными жителями: вы кормите нас креветками, мы не кушаем плавающих у нас под носом туристов. Зачем это филиппинцам понять можно: они зарабатывают на приезжающих за аттракционом бешеные деньги. Но зачем такое унижение акулам? Что криля в океане мало?
Об этом я размышляла во время инструктажа, который проводили местные товарищи перед встречей с властилинами местных глубин. Плата за свидание с акулами в океане — 1000 песо, посмотреть на них с лодки — 500 песо, потрогать руками — большой штраф. Зато можно фотографировать и снимать на видео.
Нам раздали маски с трубками, спасательные жилеты, посадили на лодки и повезли на рандеву с акулами. Они нас уже ждали. Пока филиппинцы разбрасывали для хищников тухлых креветок, туристы стали сбрасывать с себя жилеты и прыгать в океан. Нанятые за 250 песо фотографы защелкали фотоаппаратами.
— А зачем они снимают с себя жилеты? — спросила я у Тахтамана из Чувашии. — Бояться, что хищники зубы себе повредят?
— Нет. Просто в купальнике вы будете смотреться более презентабельно на фоне акулы, — ответил Тахтаман и нырнул в воду. Я подождала некоторое время, не появится ли кровавое пятно на поверхности, как это обычно показывают в фильмах ужасов. Крови не было, туристы вокруг визжали от счастья. Поддавшись всеобщему безумию, я тоже сиганула в воду.
Конечно, когда прямо на тебя плывет чудовище размером с твою квартиру, да еще с открытой пастью — это бодрит. Нет, не то, чтобы вся жизнь проносится перед глазами, но дух захватывает, а когда акула медленно проплывает мимо, стараясь не проглотить тебя, охватывает восторг и благодарность. Хочется догнать чудовище, обнять, залезть ему на спинку и немного прокатиться. Многие русские туристы так и делают, несмотря на строжайший запрет филлипинских товарищей. Инструкторы матерятся и отгоняют веслами назойливых туристов от бедных акул.
Да, китовые акулы совершенно безобидны, они брезгуют человеческим мясом и кушают только планктон. Но у них есть тысяча зубов в пасти, которая размером с вход в метро. Туда может случайно засосать без всякого злого умысла. Хуже русских туристов только китайские — они наровят пнуть ногой безобидное животное. Акуле ничего не стоит шлепнуть неразумного человека хвостом, что сопоставимо с падением на него трактора. Но они почему-то терпят.
— Ты видела, как я ухватился за хвост акулы и проплыл с ней? Хоть бы тупой фотограф успел заснять.
Тахтаман еще в ресторане предупредил меня, что занимает в Чувашии высокий пост, поэтому всякие штрафы для него не проблема. О, Тахтаман, ты настоящая акула империализма!
Розалия Приходько-Бернар