Пожалуй, из всего массива русского изобразительного искусства, посвященного исторической тематике, именно картины советских художников оставили нам огромные "кусты клюквы". Вместе с этим, многими современными зрителями они воспринимаются как "достоверные" и вполне себе "реалистичные". Вот об этой самой "достоверности" мы сегодня и поговорим на примере широко известной работы Павла Корина «Александр Невский». Сразу отмечу, что это лишь часть (хотя и центральная) одноименного триптиха. По традиции я не буду рассуждать о художественной ценности картины (мой канал не об этом), а рассмотрю ее на предмет соответствия исторической реальности XIII века (другими словами, времени жизни реального Александра Невского). Дабы максимально подробно осветить каждый элемент вооружения героя - рассмотрим их по пунктам.
1. Шлем
В отличие от остальных доспехов князя (в некотором роде спойлер) с его боевым наголовьем все не так однозначно. С одной стороны, шлем Александра Ярославича вполне соответствует эпохе, более того - он банально скопирован с реального боевого шлема XIII века, правда - другого князя, Ярослава Всеволодовича (да, на голове Александра шлем его отца - весьма сентиментально). Однако, "начав за здравие", далее художник, что называется, "пошел вразнос": вся лицевая защита была безжалостно "уничтожена", дабы ничто не закрывало мужественное лицо героя. Вот только проблема здесь в том, что в XIII веке без полумаски такой шлем - это доспех самоубийцы: шансы выжить в нем в копейной сшибке снижаются почти до нуля (противник не слепой и прекрасно понимает куда в таком случае целить копьем). Само собой разумеется, что в таком виде - это уже не русское боевое наголовье XIII века, а лишь насмешка над ними.
Как будто этого мало, но художник еще и добавил к шлему кольчужную бармицу... лишь сзади. От чего именно она должна защищать - мне неведомо. К слову, шлем сидит на голове Александра настолько плотно, что места для подшлемника там просто нет. Что ж, в таком случае уже никакая защита не спасет героя от неминуемой закрытой черепно-мозговой травмы. Впрочем, это еще цветочки, ведь мы движемся дальше...
2. Корпусный доспех.
...и картина становится, воистину, сюрреалистичной. Корин нарядил русского князя XIII века в... юшман! Более того, хорошо видно, что у доспеха имеются длинные кольчужные рукава. Потому, можно забыть о юшманах русской поместной конницы (и они смотрелись бы здесь не лучше, чем ак47), наиболее близкий аналог такой брони - это индо-персидские юшманы... вот только распространение они получили (несложно догадаться где) не ранее XVI века, а подавляющая часть таких доспехов датируется XVII-XVIII веками. Как именно Александр Ярославич в XIII веке (напоминаю, речь идет о картине, изображающей исторического персонажа), преодолев время и пространство, раздобыл себе такой доспех - вопрос не ко мне. Но даже это - слабо в сравнении с...
3. Защита конечностей.
...латными перчатками и защитой ног героя! Серьезно, Корин не поленился и изобразил на ногах русского князя XIII (прописью!) века САБАТОНЫ (латные ботинки)! Не сомневаюсь, что большинству моих читателей и без меня известно, где имели хождение такие доспехи. Отмечу лишь, что латная защита ног в Западной Европе появилась не ранее первой половины XIV века, а форму, схожую с изображенной на картине, приобрела веке в XV-XVI. Это же справедливо и для латных перчаток. По сути, все это - части готического доспеха, не применявшегося на Руси НИКОГДА.
У меня есть лишь одно объяснение присутствию европейских лат на картине: художник стремился сделать образ князя максимально "рыцарским". Даже если оставить в стороне тот факт, что реальный Александр Невский был очень (не сказать максимально) далек от европейских рыцарских идеалов (которым и сами европейцы соответствовали не лучше), то для чего именно был нужен такой прием... вот здесь уже ответов у меня нет.
4. Меч.
После ознакомления с "княжескими доспехами", изображенными Кориным, меч Александра Ярославича не вызывает ярких эмоций. Да, его навершие представляет собой какую-то странную накрученную гайку (индустриализация, не иначе), да - гарда великовата, а клинок имеет пять долов (привет, чинкуэда!)... но вы же уже понимаете, что такие "мелочи" мало заботили творца сего "шедевра" живописи.
В конце подведем итог. Русский князь имеет: русский шлем XIII века, но без лицевой защиты, круговой бармицы и даже подшлемника, индо-персидский юшман XVII (например) века, латные "руки-ноги" века XV и невменяемый меч на стыке эпох, культур и советского производства деталей. Вообще, эту картину можно ругать долго и с упоением, ибо она - ярчайший пример того, что бывает, если художник берется за тему, в которой ни черта (извиняюсь, но других слов у меня нет) не смыслит. Так ли вы представляете себе знаменитого русского князя? Пишите в комментариях! Спасибо!