После смерти главного конструктора танка Владимира Ивановича Поткина, решением Правительства Российской Федерации танку Т-90 было присвоено словесное название "Владимир".
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
В середине 80-х годов прошлого века военная промышленность СССР выпускала танки трёх моделей – Т-64, Т-72 и Т-80. Такое положение дел едва ли можно было считать нормальным. В конце концов, сама концепция основного боевого танка предполагает его универсальность и отсутствие необходимости одновременного изготовления и использования нескольких разных по своей конструкции машин. Чрезмерное модельное изобилие усложняло обучение войск и перенапрягало советскую экономику, которая и без того переживала в те годы серьезнейший кризис.
Следует отметить, что Министерство обороны СССР первоначально считало Т-64 и Т-80 машинами, подходящими для вооружения наиболее боеспособной части армии, в то время как Т-72 был создан в качестве «мобилизационного танка», приспособленного для массового производства в условиях военного времени. Именно поэтому на нём не было новейшего электронного оборудования, а в качестве силовой установки использовался «заурядный» дизельный двигатель, наследник мотора В-2, использовавшегося еще на Т-34.
В армии Т-64 и Т-80 показали себя довольно сложными в эксплуатации машинами. Экипажам и техническому составу требовалось немало времени для их освоения, но самым неприятной особенностью стала недостаточная надежность обоих танков. Нарекания вызывала как ходовая часть, так и двигатели этих боевых машин – двухтактный пятицилиндровый мотор Т-64 и газотурбинная силовая установка Т-80. На этом фоне куда более простой для обслуживания и в то же время надежный Т-72 со временем стал выглядеть довольно выигрышно.
По своим боевым возможностям «мобилизационный танк» поначалу уступал своим конкурентам, однако после создания модификации Т-72Б, у которой уже имелась динамическая броня и управляемое ракетное вооружение, этот разрыв существенно сократился. Кроме того, имелась возможность устранить его полностью – требовалось только установить на машину современное электронное оборудование.
В июне 1986 года советское правительство издало постановление об усовершенствовании Т-72Б. Выполняя полученное задание, конструкторы «Уралвагонзавода» первым делом установили на танк «Контакт-V», встроенную динамическую защиту нового образца. Получившаяся таким образом модификация боевой машины часто обозначается как Т-72БМ, но в документах используется другое наименование – «Т-72Б образца 1989 года».
В этом новом варианте танк всё еще отставал от Т-80, поскольку у последнего имелся комплекс управления оружием 1А45 («Иртыш»). Это оборудование нельзя было просто взять и перенести на Т-72, поскольку оно было несовместимым с автоматом заряжания. Пришлось провести целый ряд доработок, результатом которых стало создание комплекса 1А45Т.
Опытная машина, созданная на основе Т-72БМ и оснащенная переделанным КУО «Иртыш», получила заводское название «Объект 188». Параллельно создавался еще и «Объект 187» с улучшенной схемой бронирования, измененным корпусом и новым орудием 2А66. Этот проект выглядел еще более многообещающим, но в силу различных причин (в основном, видимо, финансовых) дальнейшего развития не получил.
Государственные испытания «объекта 188» начались в 1989 году. Они проводились одновременно в различных климатических условиях – в Подмосковье, в южной части Казахстана и близ Кемерово. Проверка была довольно жесткой, с длительным использованием техники на предельном режиме эксплуатации. В конце марта 1989 года машину рекомендовали принять на вооружение под обозначением Т-72БУ («усовершенствованный»).
Началу серийного производства нового танка помешали несколько событий. Первым из них стала война в Персидском заливе, после которой стало ясно, что советская бронетехника нуждается в усилении защиты от управляемых средств поражения. Для этого на «объект 188» решили установить ТШУ-1 «Штора» — комплекс, создающий активные помехи для противотанковых ракет в оптическом и электронном диапазоне.
Работы продвигались довольно успешно, но тут произошло следующее неприятное событие – распался СССР, вместе с которым прекратила свое существование и Советская армия. Острейший экономический кризис и нарастающий хаос, разумеется, не способствовали успешному завершению проекта «объект 188». В этих сложных условиях определенную роль сыграло вмешательство Б.Н. Ельцина, первого российского президента.-90 образца 1992 года после прямого попадания ПТУР. Повреждения машины оказались минимальными
Модернизация боевой машины стала для этого политика своеобразным элементом саморекламы. «Новой России» требовалось каким-то образом доказать свою «дееспособность», умение не просто эксплуатировать наследство, доставшееся от СССР, но и создавать нечто новое, такое, чего еще не было. Отсюда, видимо, и возникла идея о превращении «объекта 188» в «первый российский танк». Неудивительно, что вместо прежнего названия Т-72БУ машина получила наименование Т-90, что позволяло считать её не модернизированной, а полностью новой.
На вооружение этот танк был принят 5 октября 1992 года, спустя всего шесть дней после того, как на «Уралвагонзаводе» подготовили к повторным испытаниям первый экземпляр улучшенного «объекта 188». До конца 1992 года успели изготовить 13 боевых машин – первую «установочную» серию. После этого выпуск Т 90 продолжался вплоть до 1998 года, но весьма вялыми темпами. Нужный «политический эффект» был получен, а вопросы обеспечения армии современной техникой тогдашнее руководство России практически не интересовали.
Роковым событием в судьбе Т-90 мог стать печально знаменитый «дефолт» в августе 1998 года, из-за которого серийное производство танка пришлось остановить – и без того крайне скудное финансирование почти полностью прекратилось. К этому моменту на вооружении армии имелось всего только 120 таких машин – ничтожно мало по сравнению с потребностями.
Планы по возобновлению выпуска Т-90, по всей видимости, у правительства всё же имелись. На это косвенно указывает последовавшее в 1999-м решение о присвоении танку дополнительного наименования «Владимир» — в память о Владимире Ивановиче Поткине, конструкторе, внесшем наибольший вклад в создание машины.
Спасла «первый российский танк» Индия, подписав в феврале 2001 года контракт на поставку крупной партии Т-90 для нужд своих вооруженных сил. Следует отметить, что возможность экспорта танка предусматривалась изначально – именно с этой целью была создана модификация Т-90С. Представители Индии «присматривались» к новой машине практически с момента её появления, так что подписание контракта являлось не случайной удачей, а результатом многолетних переговоров и консультаций.
Улучшение экономической обстановки в стране и финансовые средства, полученные от экспортных поставок, позволили «Уралвагонзаводу» в 2004 году возобновить серийное производство танков для Российской армии, на этот раз в модификации Т-90А. Выпуск этих боевых машин продолжался вплоть до 2011 года, но о «вытеснении» из сухопутных войск старых, созданных еще в СССР, танков Т-72 и Т-80 по-прежнему не приходится.