Найти в Дзене
Маркировка в России

Маркировка. "Слепой ведет слепых"? или ТОП 5 контрольных точек для внедрения

Оглавление

Слепой ведет слепых?

Track&Trace системы внедряются не только в России, при этом Россия лидирует, как по количеству отраслей, охваченных маркировкой, так и по уровню проработанности регуляторной функции.

К примеру, в Европе регуляторная функция маркировки проработана гораздо меньше, чем у нас, отсутствует, как факт, агрегация, и участникам оборота приходится самостоятельно договариваться о форматах передачи данных между контрагентами.

Тем не менее, лакуны, которые в Европе не проработал законодатель, успешно проработали и закрыли компетентные поставщики сервисов.

А в России основной незакрытый пока GAP в том, что участники бизнеса не считывают далеко идущую цель маркировки, сводя ее лишь к получению "заветного квадратика" и отправки отчетности. И важно уточнить, что Россия лидирует именно в области маркировки, а не в области внедрения Track & Trace.

С этим связаны определенные простои эксперимента.

Участники бизнеса выбирают поставщиков решений для внедрения обязательной маркировки, руководствуясь своим пониманием ее целей. Часть поставщиков, вошедших в проект "на хайпе" также думают о том, что важно "классно напечатать" и отослать отчет. Именно поэтому иногда получается, как на картине Питера Брейгеля Старшего.

Слепой ведет слепых. Питер Брейгель
Слепой ведет слепых. Питер Брейгель

В итоге за те же деньги компания внедряет маркировку, а не Track&Trace, получая от процесс одни минусы и ни одного плюса.

Зуб даешь?

Единицы поставщиков зуб дают документально гарантируют, что риски по внедрению и изменению требования регулятора, лежат на их плечах/

TraceWay, одна из Track& Trace систем, которая это действительно делает в контракте, рассказала, почему она так рискует.

"Отвечать за работоспособность Track&Trace системы в любой ситуации не сложно. Пласт Track&Trace стандартизирован и описан. Логика работа Track&Trace универсальна, и диктуется мировым консорциумом консорциумом GS1. Зрелая Track&Trace элементарно подстраивается под любые изменения на государственном уровне, и тем более - в бизнесе. Track&Trace самостоятельно контролирует целостность данных, не спихивая эту задачу ни на сотрудников компании, ни на государство. Эта самостоятельность Track&Trace – это и есть искомая ответственность поставщика. Под этим легко расписаться".

ТОП 5 контрольный точек для внедряющих маркировку

1. Как читать методические рекомендации? Методические рекомендации, которые дает регулятор, не учитывают весь перечень GS1 не потому, что это не значимая информация, а лишь для облегчения процесса на первом этапе. Сравнительно малый объем требований к системе связан с тем, что регулятор банально не уполномочен отвечать за эффективность бизнеса. Это не его задача.

Поверьте бывалым, даже если это не прописано в методических рекомендациях, финальным пунктом внедрения маркировки станет внедрение Track&Trace системы для взаимодействия с ERP, WMS и другими внутренними системами. И - изменение всех бизнес процессов внутри предприятия.

2. Как нарабатывать внутреннюю экспертизу? Обязательно идти от общего к частному. Без понимания логики регулятора и оператора, невозможно спрогнозировать вектор развития системы. Без аналитики опыта других отраслей и их движения из точки А в точку Б невозможно выстраивать систему принятия решений.

Библия Маркировщика состоит из нескольких "глав":

- Международное семейство стандартов GS1

- Честный знак

- Книга "Track & Trace: Будущее цепей поставок" (ее можно заказать, оставив комментарий под этим постом)

- Отраслевая образовательная программа

3. Как не забыть, что в проекте маркировка ключевое слово "проект"? При инициации проекта должна быть создана проектная команда. Распространенная ошибка заключается в том, чтобы поручить это главному инженеру или главному IT. А между тем, получение "магического квадратика" – процесс, затрагивающий все бизнес-процессы предприятия, у которого абсолютно все операции с каждой единицей товара становятся учетными.

В проектную команду входят:

- Ответственный за управление пр линиями

- Ответственный за эксплуатацию оборудования

- Ответственный за IT

- Ответственный за управление качеством

4. Как пользоваться "обратным правилом Паретто". При внедрении маркировки важно оборудование. Без него не напечатать код. При внедрении Track&Trace на оборудование ложится 80% стоимости, но это всего лишь 20% проекта. А програмные комплексы и изменение бизнес-процессов стоят нам 20% от суммы проекта, а вес ПО в проекте достигает 80%.

5. Как выбрать оборудование? При выборе оборудования все поправимо. Да, правда, берите любое. Любое с открытыми API протоколами. Этот момент самый критичный. Закрытое API - случай клинический, который для десятков компаний (например, в фарме) закончился полной заменой оборудования и убытками. И не важно идет речь о принтерах и камерах, или об установке для сериализации – везде протокола должны быть открыты.

И о хорошем

Как ни крути, маркировка – это мировой тренд, который органично встраивается в построение информационных систем Индустрии 4.0. Это один из логичных кирпичиков, которые дополняют цифровую трансформацию бизнеса.

Маркировка – всего лишь небольшая часть от пласта новых информационных систем и сервисов Track&Trace, экономический эффект от внедрения которой соизмерим с экономическим эффектом перехода от хаоса к порядку.