С раннего детства Луи де Фюнес, которого друзья прозвали «Фюфю», проявлял множество талантов. Он свободно говорил на французском, английском и испанском языках, рисовал, был артистичен и к тому же бегло играл на фортепиано. А вот, не поверите, о Мельпомене и не помышлял даже. Маленький рост и уморительные гримасы не позволяли воспринимать Луи всерьёз. Подросток не печалился, а ловил рыбу в Сене и с энтузиазмом копировал ужимки любимого Чарли Чаплина.
Всему виной были саркастичные шуточки и странные выходки Луи. Однажды, когда ему вздумалось поиграть в благородного разбойника Зорро, Луи де Фюнес ловко набросил лассо на шею приятеля, и мальчишка просто чудом не задохнулся. После этого мать Леонор отправила Луи зарабатывать деньги. И тот не бездельничал, а набирался ума-разума. В швейной мастерской юноша метко метал булавки в канареек, в фотоателье устроил пожар, а в салоне шляп плеснул стакан воды в лицо управляющему. Одним словом, в ранней юности в полной мере проявился его вздорный характер. Первые шаги в области юмора Луи сделал на радио и в парижских кабаре.
Бордель - вот место, где Луи де Фюнес освободился от комплексов мерзкого карлика и огорчений, связанных с его внешностью. Первый сексуальный опыт юноша обрёл с проституткой. Говорят, с тех пор Луи навсегда превратился в циника, искавшего не любви, а наслаждений.
Работая тапёром на площади Пигаль, частенько всю зарплату он оставлял у местных «девушек с пониженной социальной ответственностью».
Мать облегчённо вздохнула, когда в 1936 г. Луи де Фюнес наконец-то остепенился и женился на миленькой Жермен Луизе Элоди Карруайе (1915-2011).
У молодой пары родился сын Даниэль (1938-2017). Но в конце 1942 года пара развелась. Основной причиной послужил тот факт, что супруги оказались слишком молоды, чтобы идти на уступки, проявлять терпение и склонность к компромиссу. На самом деле Луи не согласился делить жену с любовником.
Однако, молодой отец не хотел повторять судьбу своего непутёвого папашки. Когда в годы Второй мировой войны, Даниэль со своей матерью нашли убежище в коммуне Клермон-Ферране, Луи де Фюнес регулярно навещал сына втайне от новой семьи, передавая мальчику свою любовь к кино и рисованию, приносил апельсины, игрушки, подарки.
Ещё один оскорбительный удар жизнь нанесла в 1939 г., когда по слабости здоровья артиста-юмориста освободили от… службы в армии - при росте 164 см он весил всего 55 кг. Спустя год Луи всё же попал в военный лагерь, где всячески развлекал солдат исполнением популярных песенок, аккомпанируя себе на пианино. Когда гитлеровские войска оккупировали Париж, Луи де Фюнес устроился преподавателем сольфеджио в музыкальную школу. В её стенах в 1942 г. учитель музыки влюбился в секретаршу Жанну Августину де Бартелеми де Мопассан (1914-2015).
Романтичная девушка, знавшая наизусть всего Лафонтена, происходила из почтенной семьи, гордившейся родством (беспочвенно) с писателем Ги де Мопассаном.
Дальше случилось чудо! Красотка ответила взаимностью «маленькому человеку, который играл джаз, как бог, в ресторане «Пигаль». Влюблённые поженились 22 сентября 1943 г. и прожили вместе последующие 40 лет. В этом браке родились два сына - Патрик (1944), который стал врачом, и Оливье (1949), который выбрал профессию актёра, а затем выучился на пилота «Air France».
Не зря говорят, что «за каждым великим мужчиной стоит великая женщина».
Правда, все эти десятилетия Жанна пребывала в тени любимого супруга. Кто знает, достиг бы скромный театральный статист Луи де Фюнес таких высот в мировом кино, без такой жены, ставшей мужу надёжной опорой.
С чего всё по-настоящему началось? С элементарного хотения. В профессии он точно знал, что такое для актёра самопожертвование, самоотверженность. Когда 25 октября 1957 г. Луи де Фюнес узнал о смерти любимой матери, из уважения к зрителям он отказался отменять спектакль и вышел на сцену.
Рассказывали, что у него на тумбочке в спальне всегда стояло три будильника и лежало три книги. Это было его любимое число. Такое количество часов актёру нужно было, чтобы не проспать на съёмку, а одни и те же книги лежали у кровати, никогда недочитанные до конца, чтобы, со слов Луи, «не быть умнее своего зрителя, для комика это смерти подобно». В стихии кинофарса всё изменилось в 1958 г., когда актёр сыграл браконьера Блеро́ в комедии «Не пойман - не вор» (1958) Ива Робера. С этого момента забыть это лицо, эту мимику, эти жесты было решительно невозможно.
Фильм принёс артисту всеобщую известность. После его выхода на широкий экран за границей главного персонажа прозвали Дональдом Даком. В СССР картина стала известна как «Блеро». И без того не бедный на комиков французский экран обрёл нового идола, охотно принимающего богатые жертвоприношения в виде неуёмного и ничем не сдерживаемого хохота. Каким он запомнился кинозрителю?
Вот он - бизнесмен Леопольд Сароян в картине «Разиня» (“Le Corniaud”; 1965) режиссёра Жерара Ури совершенно невообразимо приплясывает перед посетителем в своём кабинете: «Осторожно! Кресло - на колёсиках! Кресло - на колёсиках!»
Вот в ленте «Оскар» (“Oscar”; 1967) Эдуара Молинаро с изменившимся лицом уважаемый бизнесмен мсье Бертран Барнье извлекает из чемодана бюстгальтер.
Вот в фильме «Человек-оркестр» (“L’Homme orchestre”; 1970) Сержа Корбера хореограф и балетный импресарио Эван Эванс рассказывает сказку о Красной Шапочке милейшим стриптизёршам.
Вот, наконец, в комедии «Маленький купальщик» (“Le Petit Baigneur”; 1968) Робера Дери в бессильной злобе владелец судостроительного предприятия Луи-Филипп Фуршом лупит веслом по борту чужой яхты...
Каждый из этих моментов немедленно всплывает в памяти - и остановить смех уже невозможно. И ведь это ещё не всё - был и жандарм Крюшо из Сент-Тропеза, и незадачливый раввин Якоб, и мольеровский Гарпагон.
- Не знал, что я такой хороший актёр.
- Я - самый обыкновенный человек, такой же, как все, и мне повезло в жизни не больше и не меньше, чем другим. Просто, когда мне улыбнулась удача, я сумел поймать её и удержать. Она до сих пор со мной, и я счастлив! Это так луи-де-фюнесно! И этим сказано всё.
Актёр гордился тем, что в своём саду он никогда не применял химикаты:
- Моих яблок хватит всем - и мне, и червям.
Другим его увлечением было пчеловодство...
- Я - человек невесёлый, - признавался Луи де Фюнес в конце жизни, - и валяю дурака на экране, чтобы избавиться от тоски.
После скоропостижной смерти его друга, любимого режиссёра Жана Жиро (Jean Girault; 1924-1982), умершего от туберкулёза 24 июля 1982 г. в Париже во время съёмок ленты «Жандарм и жандарметки», Луи де Фюнес утратил интерес к жизни. Великий актёр переехал в загородное имение, в замок Шато-де-Клермон, где на берегу реки Лауры предавался любимому садоводству.
Когда хотелось отвлечься от тяжёлых дум, он облачался в коричневое пальто, напяливал огромную шляпу и отправлялся обрабатывать овощи на грядках или лелеять свои любимые розы.
Вечером 27 января 1983 г., в 20.30, в университетской больнице города Нант в возрасте 68 лет Луи де Фюнес скончался от третьего сердечного приступа. О национальной драме в вечерних выпусках новостей сообщили все телеканалы Франции.
За свою артистическую карьеру Луи де Фюнес снялся более чем в 130 картинах, ибо полагал:
- Актёр, как музыкант, должен играть каждый день. Кино и театр - наши гаммы, публика - неиссякаемый источник энергии.