Самая популярная в мире железная дорога находится в Норвегии и называется Фломсбана. Ее протяженность всего 20 км, но уж очень красива. Фьерды из окна, горы с деревушками и водопады с брызгами прямо в окна поезда. Ну и крутые виражи с 20 туннелями. Вначале дорогу полюбили англичане, они по ней ездили на рыбалку — ловить знаменитый норвежский лосось. А потом уже и весь мир оценил, и теперь турпоток магистрали — более 600 тысяч человек в год при очень недешевом билете.
Но есть в Норвегии еще одна живописная железная дорога — Nordlandsbanen. Протянулась она на сотни километров, через всю страну, по самому ее северному краю. А край этот — сплошные мелкие острова и скалы — так что тоннелей и островов на пути тоже не счесть. В общем не дорога, а ода человеческому трудолюбию. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что строили ее в основном русские.
Норвегия во время Второй мировой воевать не хотела, местный король надеялся отсидеться в нейтралитете, но у Гитлера были другие планы. Ему для таков нужна была железная руда. Завоевать Норвегию фюрреру особого труда не составило, хватило и трех дней, а вот доставить руду с севера страны в Европу было делом не простым.
Не все знают, что в Норвегии в войну существовали десятки концентрационных лагерей, через которые прошли сто тысяч советских военнопленных. Их свозили сюда по существу умирать. Суровый климат, болезни и голод сильно способствовали этому. Пленных почти не кормили, совсем не лечили, а умерших даже не хоронили — просто сбрасывали в море. Ситуация еще более ухудшилась, когда немцы придумали использовать рабский труд военнопленных. Nordlandsbanen стала дорогой на тот свет для почти 5 тысяч советских солдат. До 50-х готов их могилы растянулись вдоль всего железнодорожного полотна. Всего, кстати, в Норвегии погибли почти 14 тысяч советских солдат. Многие из них отдали жизнь, освобождая север страны от фашистских захватчиков.
С началом Холодной войны норвежские власти сделали то, что сейчас активно делают поляки и представители некоторых других восточноевропейских стран — решили перенести все захоронение на отдаленный остров Хьётта, в богом забытую деревушку и поставить там один общий памятник. По официальной версии, сделано это было потому, что разбросанные по всей Норвегии захоронения могут якобы послужить прикрытием для ведения шпионской деятельности советскими консульскими работниками, которые имели бы большую свободу передвижения по стране.
Согласно плану, все захоронения советских граждан собирались перезахоронить на одном общем военном кладбище. Сделано это было, мягко говоря, варварским способом. Могилы часто просто взрывали, собирали останки в мешки для цемента и отправляли на остров в общие могилы. Рабочие, вскрывавшие погосты, получали по 5 крон за каждый мешок с останками. Повсюду валялись кости. Многие части тела, разложенные по мешкам, принадлежали разным людям. В трупах было много червей, стоял жуткий смрад. Операция получила из-за строительных мешков, пропитанных гудроном, название «Асфальт».
Норвежцы, надо отдать им должное, были возмущены происходящим. Где-то протесты были настолько сильными, что норвежский министр обороны даже приостановил операцию. Ее считали позором для страны и назвали «войной на кладбище». Тем не менее довели задуманное до конца. Память об освободителях и о советских военнопленных, построивших труднейший участок дороги можно сказать закатали в асфальт. Никакой моральной или материальной компенсации за использования труда советских граждан, за их гибель, Норвегия так и не выплатила. Единственная память о тех временах эта самая дорога и чудом сохранившийся единственный камень — знак с красной звездой и крестом.
Рудольф Овсянников