В начале 90-х на открытии серии ресторанов "Планета Голливуд" было сделано зyаменитое фото с Шварценеггером, Сталлоне и Уиллисом, представляющими триумвират главных звезд боевика. Действительно, в то время конкурентов у этой троицы не было: Ван Дамм и Сигал не дотягивали по полярности, пик славы Чака Норриса пришелся на середину 80-х, а Гибсон и Форд позиционировали себя как серьезные актеры, уходя от ассоциаций с жанром экшн.
Но мало кто знает, что в конце 60-х - начале 70-х уже существовал другой триумвират актёров, которые стали первыми героями боевика: Клинт Иствуд, Чарльз Бронсон и Ли Марвин. Если первых двое в России хорошо известны, то Ли Марвин несмотря на свой культовый статус в узких круга, остается сравнительно малоизвестным. Хотя в начале 70-х он был одним из самых известных и высокооплачиваемых актеров Голливуда, что особенно удивительно, учитывая его излишне брутальную для Голливуда внешностью, которой Марвин обязан во многом ранениям, полученным при битве за Сайпан во время Второй Мировой.
15 фильмов с участием Ли Марвина, достойные просмотра
Сильная жара (The Big Heat), 1953, режиссер - Фриц Ланг
Как и Чарльз Бронсон, Ли Марвин начинал карьеру с ролей бандитов второго-третьего плана в многочисленных вестернах и нуарах. Самым заметным появлением на киноэкране молодого Марвина стала роль в полицейском нуаре Фрица Ланга. С Марвином связана самая известная сцена фильма, в момент выхода шокировавшая не привыкшую к подобному американскую публику: заподозрив свою подружку в сотрудничестве с полицией, персонаж Марвина выплескивает ей в лицо свежевскипяченного кофе.
Дикарь (The Wild One), 1953, режиссер - Ласло Беденек
Фильм, оказавший огромное влияние на формирование жанра байкерского кино и немало сделавший для формирования мифа Марлона Брандо. Ли Марвин исполняет роль условно "плохого" байкера, противостоящего "хорошему" байкеру Брандо.
Плохой день в Блэк Роке (Bad Day at Black Rock), 1955, режиссер - Джон Стёрджес
Один из самых ранних голливудских фильмов, который, пускай с натяжкой, но можно назвать боевиком. Главный герой в исполнении Спенсера Трэйси приезжает в захолустный городок, чтобы встретиться с отцом своего друга японца. На месте выясняется, что отца друга за слишком узкие глаза линчевали, и герою придется как-то разобраться с убийцами. "Плохой день в Блэк Роке" - это на 100% фильм Спенсера Трэйси, где последний умудряется демонстрировать лютую крутость всего с одной рукой, но и Ли Марвину в роли одного из линчевателей место в фильме нашлось.
Блюз Пита Келли (Pete Kelly's Blues), 1955, режиссер - Джек Уэбб
Маленький шедевр палпового американского кино 50-х, повествующий о непростой жизни джаз-бэнда в Канзас-Сити 1927-го. У Ли Марвина, что непривычно положительная роль второго плана: он играет одного из музыкантов.
Человек, который застрелил Либерти Вэланса (The Man Who Shot Liberty Valance), 1962, режиссер - Джон Форд
Эпохальный вестерн, которым Джон Форд подвел итоги классического голливудского вестерна и приоткрыл дверь вестерну ревизионистскому. Фильму удалось вскрыть суть американского мифотворчества. Главные роли достались ярчайшим звездам 40-х и 50-х эпохи Джону Уэйну и Джеймс Стюарту, в то время как Марвин сыграл того самого Либерти Вэланса, бандита, чей убийца автоматически становился национальным героем.
Кошка Балу (Cat Ballou), 1965, режиссер - Эллиот Сильверштейн
Легкомысленный комедийный вестерн, роль в котором принесла Ли Марвину Оскара и вывела в высшую лигу Голливуда. Любопытно, что успех принес ему образ, пародирующий его же стандартное амплуа.
Профессионалы (The Professionals), 1966, режиссер - Ричард Брукс
Один из моих личных фаворитов среди голливудских вестернов, выделяющийся потрясающим актёрским составом. Ли Марвин собирает команду из четырёх наемников, куда кроме него входит Берт Ланкастер, чтобы проникнуть на мексиканскую территорию и выкрасть у местного бандита (Джек Пэланс) похищенную жену техасского лендлорда (Клаудия Кардинале). Ситуация осложняется тем, что "похищенная" возвращаться назад не стремится.
Грязная дюжина (The Dirty Dozen), 1967, режиссер - Роберт Олдрич
Классический голливудский военный боевик, закрепивший статус Марвина как одного из самых кассовых актеров конца 60-х. Именно в "Грязной дюжине" впервые пересеклись дороги Ли Марвина и Чарльза Бронсона. Да, они снимались вместе и раньше, но в микроскопических эпизодах; здесь же делят экран на двоих.
Освежить фильм в памяти или впервые насладиться этим экшн-шедевром можно, например, на Кинопоиске, для чего можно использовать промокод, активирующий подписку на 45 дней (вбивать надо сюда - https://www.kinopoisk.ru/gift/): CINEMANUAL45
В упор (Point Blank), 1967, режиссер - Джон Бурмен
Один из первых фильмов, где нуар встретил вестерн и из этого союза родился городской боевик в том виде, в каком он просуществовал до середины 90-х. Ли Марвин играет подставленного подельниками вора Уокера, мстящего не только своим непосредственным "друзьям", но и всему криминальному синдикату Сан-Франциско. Позднее аналогичную роль сыграют Роберт Дюваль в "Команде", Мэл Гибсон в "Расплате" и Джейсон Стэттем в "Паркере".
Ад в Тихом океане (Hell in the Pacific), 1968, режиссер - Джон Бурмен
Второй подряд отличный фильм Бурмена с Марвином, доказывающий, что для настоящего триллера хватит всего двух актеров и одного тропического острова. Ли Марвин и Тосиро Мифуне играют американского и японского военного, оставшихся наедине друг с другом на необитаемом острове во время Второй Мировой.
Золото Калифорнии (Paint Your Wagon), 1969, режиссер - Джошуа Логан
Этот вестерн-мюзикл примечателен не только тем, что его обстебали в одном из эпизодов "Симпсонов", и масштабным кассовым провалом, но и тем фактом, что в нём пересеклись пути Ли Марвина и Клинта Иствуда. Стоит отметить, что в 1969 году имя Марвина в титрах шло первым, что кое-что говорит о популярности актёра в 1969-м. Главный просчёт фильма заключается в том, что создатели катастрофически ошиблись с жанром. Ну представьте себе, если бы Сталлоне и Уиллис снялись бы вместе в главных ролях, но не в боевике, а в мюзикле. Именно это и произошло.
Первоклассный товар (Prime Cut), 1972, режиссер - Майкл Ритчи
Один из лучших боевиков первой волны, который достойно смотрится даже на фоне "Грязного Гарри". Ли Марвин исполняет роль легендарного киллера, которого криминальный синдикат отправляет в Техас разобраться с оборзевшим Джином Хэкманом. Нюанс в том, что Марвин и Хэкмен - старые и недобрые знакомые.
Император севера (Emperor of the North Pole), 1973, режиссер - Роберт Олдрич
Еще один отличный "мужской" фильм, скорее культовый, чем популярный. Ли Марвин исполняет роль авторитетного бродяги, разъезжающего на товарных поездах во времена Великой Депрессии, Кит (брат Дэвида) Кэррадайн - его молодого ученика-соперника, Эрнест Боргнайн - проводника-садиста, поклявшегося уничтожить всех зайцев на своём поезде.
Большая красная единица (The Big Red One), 1980, режиссер - Сэмюэль Фуллер
Вторую половину 70-х Марвин провел, снимаясь в провальных фильмах, как в художественном, так и в коммерческом смыслах, поэтому "Большая красная единица" выглядит настоящим возвращением в форму. Марвин исполняет роль сурового сержанта, ведущего своё подразделение из Северной Африки в Нормандию через Сицилию, а конец войны встречает освобождением концлагеря Фалькенау. Нюанс в том, что режиссер фильма Сэмюэль Фуллер в качестве военного корреспондента присутствовал при реальном взятии Фалькенау, о чем даже снял короткометражный документальный фильм.
Смертельная охота (Death Hunt), 1981,режиссер - Питер Хант
Долгожданный реюнион Ли Марвина и Чарльза Бронсона, представляющий собой вестерн вариацию первого Рэмбо, снятую за год до фильма Сталлоне. Бронсон убегает, Марвин догоняет, но врагами они так и не становятся.