Найти в Дзене
Справочник кинопижона

Ли Марвин - первый герой боевика

Оглавление

В начале 90-х на открытии серии ресторанов "Планета Голливуд" было сделано зyаменитое фото с Шварценеггером, Сталлоне и Уиллисом, представляющими триумвират главных звезд боевика. Действительно, в то время конкурентов у этой троицы не было: Ван Дамм и Сигал не дотягивали по полярности, пик славы Чака Норриса пришелся на середину 80-х, а Гибсон и Форд позиционировали себя как серьезные актеры, уходя от ассоциаций с жанром экшн.

То самое фото
То самое фото

Но мало кто знает, что в конце 60-х - начале 70-х уже существовал другой триумвират актёров, которые стали первыми героями боевика: Клинт Иствуд, Чарльз Бронсон и Ли Марвин. Если первых двое в России хорошо известны, то Ли Марвин несмотря на свой культовый статус в узких круга, остается сравнительно малоизвестным. Хотя в начале 70-х он был одним из самых известных и высокооплачиваемых актеров Голливуда, что особенно удивительно, учитывая его излишне брутальную для Голливуда внешностью, которой Марвин обязан во многом ранениям, полученным при битве за Сайпан во время Второй Мировой.

15 фильмов с участием Ли Марвина, достойные просмотра

Сильная жара (The Big Heat), 1953, режиссер - Фриц Ланг

-2

Как и Чарльз Бронсон, Ли Марвин начинал карьеру с ролей бандитов второго-третьего плана в многочисленных вестернах и нуарах. Самым заметным появлением на киноэкране молодого Марвина стала роль в полицейском нуаре Фрица Ланга. С Марвином связана самая известная сцена фильма, в момент выхода шокировавшая не привыкшую к подобному американскую публику: заподозрив свою подружку в сотрудничестве с полицией, персонаж Марвина выплескивает ей в лицо свежевскипяченного кофе.

Дикарь (The Wild One), 1953, режиссер - Ласло Беденек

-3

Фильм, оказавший огромное влияние на формирование жанра байкерского кино и немало сделавший для формирования мифа Марлона Брандо. Ли Марвин исполняет роль условно "плохого" байкера, противостоящего "хорошему" байкеру Брандо.

Плохой день в Блэк Роке (Bad Day at Black Rock), 1955, режиссер - Джон Стёрджес

-4

Один из самых ранних голливудских фильмов, который, пускай с натяжкой, но можно назвать боевиком. Главный герой в исполнении Спенсера Трэйси приезжает в захолустный городок, чтобы встретиться с отцом своего друга японца. На месте выясняется, что отца друга за слишком узкие глаза линчевали, и герою придется как-то разобраться с убийцами. "Плохой день в Блэк Роке" - это на 100% фильм Спенсера Трэйси, где последний умудряется демонстрировать лютую крутость всего с одной рукой, но и Ли Марвину в роли одного из линчевателей место в фильме нашлось.

Блюз Пита Келли (Pete Kelly's Blues), 1955, режиссер - Джек Уэбб

-5

Маленький шедевр палпового американского кино 50-х, повествующий о непростой жизни джаз-бэнда в Канзас-Сити 1927-го. У Ли Марвина, что непривычно положительная роль второго плана: он играет одного из музыкантов.

Человек, который застрелил Либерти Вэланса (The Man Who Shot Liberty Valance), 1962, режиссер - Джон Форд

-6

Эпохальный вестерн, которым Джон Форд подвел итоги классического голливудского вестерна и приоткрыл дверь вестерну ревизионистскому. Фильму удалось вскрыть суть американского мифотворчества. Главные роли достались ярчайшим звездам 40-х и 50-х эпохи Джону Уэйну и Джеймс Стюарту, в то время как Марвин сыграл того самого Либерти Вэланса, бандита, чей убийца автоматически становился национальным героем.

Кошка Балу (Cat Ballou), 1965, режиссер - Эллиот Сильверштейн

-7

Легкомысленный комедийный вестерн, роль в котором принесла Ли Марвину Оскара и вывела в высшую лигу Голливуда. Любопытно, что успех принес ему образ, пародирующий его же стандартное амплуа.

Профессионалы (The Professionals), 1966, режиссер - Ричард Брукс

-8

Один из моих личных фаворитов среди голливудских вестернов, выделяющийся потрясающим актёрским составом. Ли Марвин собирает команду из четырёх наемников, куда кроме него входит Берт Ланкастер, чтобы проникнуть на мексиканскую территорию и выкрасть у местного бандита (Джек Пэланс) похищенную жену техасского лендлорда (Клаудия Кардинале). Ситуация осложняется тем, что "похищенная" возвращаться назад не стремится.

Грязная дюжина (The Dirty Dozen), 1967, режиссер - Роберт Олдрич

-9

Классический голливудский военный боевик, закрепивший статус Марвина как одного из самых кассовых актеров конца 60-х. Именно в "Грязной дюжине" впервые пересеклись дороги Ли Марвина и Чарльза Бронсона. Да, они снимались вместе и раньше, но в микроскопических эпизодах; здесь же делят экран на двоих.

Освежить фильм в памяти или впервые насладиться этим экшн-шедевром можно, например, на Кинопоиске, для чего можно использовать промокод, активирующий подписку на 45 дней (вбивать надо сюда - https://www.kinopoisk.ru/gift/): CINEMANUAL45

В упор (Point Blank), 1967, режиссер - Джон Бурмен

-10

Один из первых фильмов, где нуар встретил вестерн и из этого союза родился городской боевик в том виде, в каком он просуществовал до середины 90-х. Ли Марвин играет подставленного подельниками вора Уокера, мстящего не только своим непосредственным "друзьям", но и всему криминальному синдикату Сан-Франциско. Позднее аналогичную роль сыграют Роберт Дюваль в "Команде", Мэл Гибсон в "Расплате" и Джейсон Стэттем в "Паркере".

Ад в Тихом океане (Hell in the Pacific), 1968, режиссер - Джон Бурмен

-11

Второй подряд отличный фильм Бурмена с Марвином, доказывающий, что для настоящего триллера хватит всего двух актеров и одного тропического острова. Ли Марвин и Тосиро Мифуне играют американского и японского военного, оставшихся наедине друг с другом на необитаемом острове во время Второй Мировой.

Золото Калифорнии (Paint Your Wagon), 1969, режиссер - Джошуа Логан

Усы у Марвина в фильме просто шикарные
Усы у Марвина в фильме просто шикарные

Этот вестерн-мюзикл примечателен не только тем, что его обстебали в одном из эпизодов "Симпсонов", и масштабным кассовым провалом, но и тем фактом, что в нём пересеклись пути Ли Марвина и Клинта Иствуда. Стоит отметить, что в 1969 году имя Марвина в титрах шло первым, что кое-что говорит о популярности актёра в 1969-м. Главный просчёт фильма заключается в том, что создатели катастрофически ошиблись с жанром. Ну представьте себе, если бы Сталлоне и Уиллис снялись бы вместе в главных ролях, но не в боевике, а в мюзикле. Именно это и произошло.

Первоклассный товар (Prime Cut), 1972, режиссер - Майкл Ритчи

-13

Один из лучших боевиков первой волны, который достойно смотрится даже на фоне "Грязного Гарри". Ли Марвин исполняет роль легендарного киллера, которого криминальный синдикат отправляет в Техас разобраться с оборзевшим Джином Хэкманом. Нюанс в том, что Марвин и Хэкмен - старые и недобрые знакомые.

Император севера (Emperor of the North Pole), 1973, режиссер - Роберт Олдрич

-14

Еще один отличный "мужской" фильм, скорее культовый, чем популярный. Ли Марвин исполняет роль авторитетного бродяги, разъезжающего на товарных поездах во времена Великой Депрессии, Кит (брат Дэвида) Кэррадайн - его молодого ученика-соперника, Эрнест Боргнайн - проводника-садиста, поклявшегося уничтожить всех зайцев на своём поезде.

Большая красная единица (The Big Red One), 1980, режиссер - Сэмюэль Фуллер

-15

Вторую половину 70-х Марвин провел, снимаясь в провальных фильмах, как в художественном, так и в коммерческом смыслах, поэтому "Большая красная единица" выглядит настоящим возвращением в форму. Марвин исполняет роль сурового сержанта, ведущего своё подразделение из Северной Африки в Нормандию через Сицилию, а конец войны встречает освобождением концлагеря Фалькенау. Нюанс в том, что режиссер фильма Сэмюэль Фуллер в качестве военного корреспондента присутствовал при реальном взятии Фалькенау, о чем даже снял короткометражный документальный фильм.

Смертельная охота (Death Hunt), 1981,режиссер - Питер Хант

-16

Долгожданный реюнион Ли Марвина и Чарльза Бронсона, представляющий собой вестерн вариацию первого Рэмбо, снятую за год до фильма Сталлоне. Бронсон убегает, Марвин догоняет, но врагами они так и не становятся.