ПОЧЕМУ и ДЛЯ ЧЕГО?
Сегодня меня снова затронул вопрос из серии “ В чем правда, брат?”. Мозг напрягся для нахождения ответа на один вопрос, который последнее время мне часто задают: ”Вот как так? Ты никогда не рисовала, никогда об этом не мечтала. И тут вдруг в 47 лет начала писать картины. Почему?”. Этот вопрос до сегодняшнего дня тоже был загадкой. Я честно отвечала, что не знаю почему и как так получилось. Просто один раз я взяла карандаш в руки и нарисовала яйцо, потом еще яйцо, потом помидор и пошло поехало. Теперь, мне кажется, я понимаю почему так произошло.
Мое тело и моя голова (тут я говорю о мозге) все время были в движении, в физической активности. В противовес спокойное состояние было только ночью в постели. Моя работа кутюрье не давла мне возможности побыть наедине с собой. Каждая минута моего рабочего дня была заполнена общением с клиентами и коллегами, обсуждениями, вопросами, ответами. Так было и есть всю мою сознательную жизнь. Думаю, на подсознательном уровне хотелось уединения и возможности поразмышлять над бесконечностью мира, красотой необъятного, напитаться идеями в тишине. Поскольку я и не собиралась что-то менять в своей жизни, то тело и голова решили сами заняться моей гармонией. Кому -то в эти моменты жизни приходит любовь к походам в горы, кого-то тянет вязать или петь. Я же благодарна судьбе за яйца в холодильнике и обгрызанному карандашу из магазина IKEA, неизвестно как оставшемуся в живых после генеральной уборки. Возможно, рисование помогло мне восполнить эту нехватку остаться наедине с собой.
С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ
Да, неожиданно получилось с яйцами. Искала фильм в ютубе, что-нибудь приятное, романтичное. На глаза попалось видео про то, как нарисовать яйцо. Не знаю, что привлекло мое внимание, почему я его открыла. Но это случилось. Видео было динамичным. Карандаш шустро бегал по бумаге. Голос за кадром сыграл решающую роль. Бархатистый и твердый одновременно. Захотелось повторить.
Забыв про мелодраму, я достала блокнот. Поскольку я до этого момента и не думала изображать яйца в карандаше, то и специальной бумаги у меня не было. Дочь мне частенько дарит всякие блокноты и тетрадки с очаровательными вдохновляющими обложками и плотными листами. Выбор пал на блокнот для вязания. В нем я писала рапорты для носков и кофточек, чтобы не сбиться с рисунка.
С карандашом дело обстояло сложнее. Ручек полно на любой вкус, а вот с карандашом вышла заминка. Перетряхнув очередной стакан с царством стержней и чернил, я нашла маленький карандашик, прихваченный из IKEA во время покупки стола для шитья. Гордая своим упорством, я вернулась с добычей на диван. Снова включила видео. Автор настоятельно рекомендовал посмотреть сначала его предыдущие уроки по штриховке и светотени, и только потом приступать к такому ответственному мероприятию как рисование яйца. Я благополучно пропустила эти рекомендации. Яйцо рисовать явно веселее, чем как школьница учиться квадратики штриховать.
Зато я зацепилась за фразу: “Рисовать будем с натуры”. “Яйцо! Мне нужно настоящее яйцо”,- с этими мыслями я пошла раскулачивать холодильник. Увидев удивленный взгляд мужа, который в этот момент бился онлайн на автогонке за честь Франции не хуже Шумахера, я сказала: “Яйца - это наше все!”. Водрузила свой трофей на стол, выставила свет как в ролике и процесс пошел. На тот момент я не знала о технике прищуривания взгляда, измерениях пропорций и прочих хитростях. Я просто смотрела на яйцо как обычно, двумя широко раскрытыми глазами. Смотрела и рисовала.
Автор ролика предлагал нарисовать сначала рамку. Я думала, что такие рамки рисуют для красоты. Внутри рисунок, снаружи белое пространство. Красиво. Оказывается, помимо эстетики у нее есть другие задачи. Рамка помогает хорошо компоновать рисунок. Я, правда, на тот момент не совсем поняла эту фразу. Решила попозже посмотреть что же это такое. Сейчас была цель - нарисовать яйцо в блокноте для вязания.
Еще одна задача рамки
- создать иллюзию пространства на плоской бумаге. Это мне понятно. Хочешь увидеть объем - смотри в прямоугольник, то есть в рамку. Там все самое интересное. У кого яйцо, а у кого и Джоконда. Вокруг пустота, а внутри жизнь.
Следующим открытием для меня было то, что листок, на котором рисуешь, можно крутить как хочешь. Я почему-то думала, что он должен всегда лежать прямо, работает только рука. Это из серии “А что,так тоже можно было?”. Можно! Я обратила внимание, что при рисовании девушка в ролике крутила листок так, как ей удобно. И форма яйца получилась замечательная. По-этому я смело повернула листок сначала влево, потом вправо. Контур яйца вышел достойным.
Самые элементарные вещи,
которые я уже знала, при первом моем опыте рисования открывались заново. Простая фраза “рисуем еле видными линиями” далась с трудом. Поскольку всю мою жизнь я работаю кутюрье, делаю выкройки и изменяю их, я часто черчу именно очень тонкие линии. Но вот с рисунком было сложно, хотелось посильнее нажать, провести пожирнее. Не могу объяснить причину. Возможно страх белого листа проявил себя с первых секунд, как мое подсознание приняло решение рисовать.
С контуром я справилась. Посмотрела в компьютер, потом в свой блокнот. Не похоже. Там оно такое пухленькое, а у меня чуть приплюснуто. Посмотрела на стол, где лежала под светом настольной лампы моя яичная натура. Вау, мое нарисованное похоже на него. Оно действительно приплюснутое! Решила, что раз я рисую с натуры, то пусть будет такое. Обвела свой контур пожирнее и решила приступить к штриховке. Это оказалось не просто.
Дело в том, что речь в ролике перестала быть понятной.
Проблема
была не в качестве звука, а в том, что я услышала совершенно непонятный набор фраз. Для меня, никогда не посещавшей художественной школы, никогда не общавшейся с художниками, речь звучала как на болгарском языке. Вроде и знакомые слова, но ничего не понятно. Постепенно я разобралась. Понимание было примитивным. Но для того, чтобы создать свой первый шедевр на бумаге мне хватило.
- Начинаем накладывать тон. Начинаем штриховать, но не сильно, не ярко. Насыщать будем позже.
- Границы светотени. Смотрим куда падает свет. В том месте, где яйцо начинает темнеть, и есть эта граница.
- Рефлекс. Вот тут я не особо поняла в чем суть вопроса. Решила, что это та же самая тень, только немного светлее.
- Падающая тень. Это самая обыкновенная тень на столе от яйца.
- Блик. Это то место, куда падает свет, самая яркая точка.
- Касание формы к фону. Оказывается по контуру яйцо не везде одинакового цвета. Где много света, там контур светлый, где мало света, там контур темный. Самое темное место, темнее быть уже нигде не может - это место соприкосновения яйца со столом.
Я как первоклашка, высовывала язык и старательно повторяла все, что показывали в ролике.
Еще было открытием, что оказывается рисуют не отдельными кусочками, а сразу все предметы, одновременно. Так же и штрихуют. Сначала намечают штриховкой тени на предмете, потом тень этого предмета, потом штрихуют пространство вокруг. И все это нежно, слабенько. Главное, штриховать побольше там, где тень самая темная, а светлые проходить очень легко. Вот так, бегая по всему внутреннему пространству рамки, постепенно достигается нужная контрастность.
Еще один момент, который был для меня новым. Штриховать нужно по форме предмета. То есть, где овал, штриховка идет по овалу, а не перпендикулярно. Стена штрихуется вертикально, стол горизонтально.
В результате
почти все внутри покрыто серым. Только где-то более сильно, а где-то более слабо, а местами совсем еле видно. Белого очень и очень мало остается на листе, там, где падает свет. Результат удивительный. Все серое, а ты видишь белое яйцо.
В середине видео я услышала очень важную мысль. Нужно прищуривать один глаз, чтобы правильно определить силу света и тени. Попробовала. Такое ощущение, что одним глазом я вижу лучше, чем двумя. Резкость восприятия усилилась в разы. Смотря на яйцо одним глазом, я наконец увидела и поняла, что такое тень, что такое полутень. Правда, с рефлексом для меня ситуация в тот день так и осталась не особо понятной. Решила разобраться с этим потом.
Вот мое первое яйцо!
Мой самый первый рисунок в жизни, если не брать во внимание школу. Конечно, тот, кто знаком с азами рисунка, может посмеяться и сказать, что до совершенства еще далеко.
А кто говорил, что я претендовала на оскаровскую премию? Проверила на Доминике, оторвав его от автомобильных гонок в компьютере. Показываю свой шедевр и спрашиваю:
- Что это?
- Яйцо. А кто рисовал?
(Странный вопрос, учитывая что дома только я и он.)
- Прикольно получилось. А ты что, умеешь рисовать?
- Видимо, уже да.
Я гордо подняла голову и пошла на свой диванчик. Еще минут 15 любовалась своим яйцом, которое удивительным образом получилось действительно похожим на яйцо.
Можно долго сидеть и сомневаться в себе, говоря что ты не талант. А можно взять и нарисовать яйцо.
Первый урок для вас по рисованию с подробной инструкцией будет уже в следующем посте. А историю о том, кто я такая вы можете прочитать здесь https://zen.yandex.ru/media/id/5e376d63ebb18a27f5042b93/kak-nachat-risovat-5e4055093daffa442a675cb1
Подписывайтесь на мой канал и рисуйте с удовольствием. Шаг за шагом.
Irina Caby