Греческо-саудовское соглашение
Представитель греческого правительства Стелиос Петсас подтвердил сообщения ряда арабских СМИ о том, что Афины направят в Саудовскую Аравию часть стоящих на вооружении Греции зенитных ракетных комплексов (ЗРК) «Пэтриот» с целью «защитить критически важную энергетическую инфраструктуру». Он уточнил, что этот шаг является частью международной программы с участием США, Великобритании и Франции, и что к этой инициативе, вероятно, позднее присоединится Италия.
Пусковые установки «Пэтриот» прибудут к саудовцам в сопровождении 130 человек персонала. Технические детали, касающиеся транспортировки ракет и оборудования, их размещения, стоимости и эксплуатационной ответственности еще предстоит прояснить для заключения договора. По некоторым экспертным оценкам, фактически речь идет об аренде саудовцами комплексов, которые останутся в собственности Греции. Расценки на все это от саудитов греков, безусловно, устроят.
В ночь на 14 сентября 2019 года объекты нефтяной компании «Сауди арамко» в Саудовской Аравии были атакованы с помощью ракет и беспилотников. В результате этой атаки пострадал, в частности, крупнейший в стране комплекс подготовки нефти, расположенный на востоке Саудовской Аравии. Ответственность за нападение взяли на себя йеменские повстанцы-хуситы, однако США усомнились в их причастности и обвинили в случившемся Иран. Тегеран отверг эти обвинения.
Греческо-саудовское соглашение расценивается экспертами как результат давления Вашингтона на Афины. Греческие власти отмечают, что соглашение между Афинами и Эр-Риядом было подготовлено прежде, чем возник кризис между Вашингтоном и Тегераном из-за убийства иранского генерала Касема Сулеймани ракетным ударом США, после чего Иран нанес ракетные удары по американским военным объектам в Ираке.
Военно-техническое сотрудничество с США
Мы уже писали о том, что ради защиты своих войск в Ираке от вероятного повторения иранских ракетных ударов Соединенные Штаты будут вынуждены снять с боевого дежурства такую свою воинскую часть, размещенную в прошлом году в Саудовской Аравии. Поэтому нынешняя сговорчивость Греции по теме «Пэтриотов» была неизбежна.
В принципе, данное решение Афин можно рассматривать и в контексте новой стадии военно-технического сотрудничества между Грецией и США.
В начале января премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис нанес визит в Соединенные Штаты, где имел встречу с президентом Дональдом Трампом. Комментируя результаты своих переговоров в Вашингтоне, Мицотакис сообщил о больших планах модернизации вооружения греческих вооруженных сил за счет закупок у американских производителей. «Скоро начнутся переговоры об участии Греции в программе F-35 с целью приобретения эскадрильи самолетов новой технологии, - сказал Мицотакис. – Цель состоит в том, чтобы использовать бюджетные возможности страны, как только модернизация F-16 будет завершена, для продвижения к поставкам F-35. Ожидается, что это произойдет на основе и на производственных возможностях F-35 с 2024 года и позднее».
Решение по теме F-35 для Греции фактически было принято задолго до январского визита. Так, еще в июне сообщалось, что Пентагон добился соглашения с корпорацией «Локхид Мартин» о снижении стоимости самолетов F-35A до уровня 80 млн долларов за единицу (естественно, в контракт помимо поштучных цен собственно за истребители закладывается стоимость запасных частей, обслуживания, обучения летного и технического персонала и т. п.). Эти расценки были распространены единой опцией и на переговоры о присоединении к программе F-35 Греции, а также Сингапура, Румынии, Испании и Польши.
В случае Греции речь идет о приобретении 24 F-35 на общую сумму около 3 млрд долларов (первоначально, как пишут, речь велась даже о более крупной партии истребителей). В стране уже реализуется программа апгрейда 82 (из 152) греческих самолетов F-16C/D (версий Block 52+ и Block 52+ Advanced) до версии F-16V (F-16 Block 70/72).
Также ведутся переговоры с США по темам оружия и техники для ВМС Греции.
Противостояние с Турцией
Программа модернизации F-16 была запущена еще предшествующим левым правительством Греции. В деле наращивания военной мощи страны наблюдается абсолютная преемственность. Даже в недавние времена, когда Греция работала в рамках антикризисной программы под надзором Евросоюза, Афины не снижали оборонного бюджета, и одни из первых в НАТО превысили требуемый порог военных расходов в 3% ВВП.
Сейчас же, комментируя планы по закупке F-35A, министр обороны Никос Панагиотопулос без обиняков заявил о том, что это отвечает намерениям Греции достичь военного превосходства над Турцией. Мы уже писали о периодическом противостоянии греческой и турецкой военной авиации над Эгейским морем.
Турция, которая, напомним, была исключена из программы F-35 из-за закупки российских комплексов ПВО/ПРО С-400, весьма нервно отреагировала на военно-технические планы Греции. Если ранее Греция не могла позволить себе инвестиции в свой военно-воздушный потенциал, сопоставимые с турецкими, то теперь ситуация начинает меняться.
В перспективе греческие модернизированные F-16V, да еще в комбинации с F-35, несомненно превзойдут по боевым возможностям турецкие F-16C/D, которым фирменный апгрейд от «Локхид Мартин», похоже, уже не светит.
Идут противоположные тренды и на американском треке. Если Турция стала в стратегическом плане отдаляться от США, то Греция идет на сближение с Вашингтоном. Так, Афины еще ранее предлагали свои военные базы для размещения контингентов вооруженных сил США для операций в Восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке. Когда Турция стала угрожать выдавливанием американцев с баз на турецкой территории, возникло предложение о переносе этих баз в Грецию.
В Греции уже обратили внимание на то, что министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу в прошлом месяце дал понять, что Анкара готова подписать меморандум о морских границах с Афинами. В греческой столице пока гордо промолчали.
Российское вооружение в Греции
Греция весьма примечательна своим военно-техническим сотрудничеством с самыми разными партнерами. Так, на рубеже XX и XXI веков Афины закупали как российское вооружение, так и оружие американское и французское.
Так, наряду с «Пэтриот» РАС-3 Греция закупила близкие по характеристикам российские комплексы С-300ПМУ-1 (о том, как это происходило в 1998 году, см. в тогдашней публикации «Коммерсанта»). На сегодняшний день это единственная страна НАТО, армия которой располагает российским ЗРК С-300. В декабре 2013 года Греция впервые провела стрельбы из этой системы.
Зенитная ракетная система С-300 была первоначально приобретена в 1999 году Кипром. В 2006-2007 гг. права на систему перешли от Кипра к Греции, потому что Турция выступила резко против этого. Эти комплексы на Кипр так и не завозили, а разместили на острове Крит.
У греческих вооруженных сил есть также российские зенитные комплексы «Тор-М1» и «Оса-АКМ». Несколько «Торов» находятся на Крите, где они прикрывают С-300. Используют российские противотанковые ракетные комплексы «Корнет» и «Фагот». Четыре десантные корабля на воздушной подушке «Зубр» поставили Греции по контракту в 2000-2004 гг.
Министры обороны Греции — регулярные гости в Москве. Однако в нынешние времена предметом коммерческих переговоров остаются только контракты на обслуживание ранее закупленной советской и российской военной техники.