Когда мои дети начинали ходить в аргентинские детские сады, они не знали ни слова по-испански. Воспитатели и директоры практически всегда в какой-то момент выступали с предложением: "А давайте вы дома сейчас тоже по-испански будете говорить, а то мы его/ее не понимаем, и он/она нас тоже". Я всегда категорически отказывалась, потому что из опыта других родителей знала, что потерять родной язык в другой стране очень легко, а не заговорить на языке, на котором говорят все вокруг, невозможно. Для меня крайне важно, чтобы мои дети говорили на русском.
Система образования во всем мире пока была удивительно невежественна и неотзывчива к вызовам глобализации в виде билингвизма. Сейчас в мире живет больше людей, которые говорят на двух языках и больше (на уровне родного), чем на одном языке. Разве это не парадоксально, что самые дорогие школы билингвистические , а родители тратят кучу времени и денег на обучение детей языкам, но когда приходит ребенок, который уже говорит на одном языке, и ему нужно немного помочь выучить другой, учителя говорят: "Не, учите его сами, а ваш язык пусть забудет"?
Не только персонал аргентинских детсадов (которые в остальном образцово-прекрасны) хочет идти по пути наименьшего сопротивления и облегчить себе жизнь. Иностранные мамы на детских площадках в Испании рассказывали мне, что и там такая же история: мол, говорите дома на испанском. Это при том, что и в Аргентине, и в Испании очень много мигрантов отовсюду. Могу только представить себе, как чувствуют себя дети из соседних стран в российских школах.
Единственная систематическая попытка повернуться лицом к билингвам, о которой я слышала, - это калифорнийская программа English learner. Тебя на нее записывают, когда ты приходишь в местную школу без языка. С другой стороны, кто если не Калифорния? Там в 2019 г. 19% школьников не говорили по-английски, а 40%, даже когда его выучили, продолжают говорить дома на родном языке. Правда, мои дети были на этой программе, и мы так и не поняли, в чем она состояла - никаких отдельных занятий, заданий или групп. Впрочем, возможно, в этом весь смысл. Учителя проходят все нужные тренинги, чтобы дети быстро и незаметно адаптировались.