Это может звучать как чушь, как абсурд, но!... Оглядываясь, с ужасом замечаю, что количество помогающих мне жить предметов в моем доме с годами только уменьшается!
Возьмем период побольше, чем два-три года. Возьмем 20-30 лет. Первым замолчало радио – не стало больше левитанов в наших домах, увы, да и на коротких волнах теперь тишина. Затем в мусорку за ненадобностью отправились: электробритва, импортная портативная пишущая машинка, стационарный телефон, шахматные часы, фотоувеличитель, а следом и новомодные принтер, сканер, микроволновая печь…
В очереди на помойку стоят телевизор, проигрыватель лазерных дисков, стереомагнитофон с кассетными деками и два мобильный телефона финской фирмы, которые еще могут работать, но тоже уже не нужны. Тем временем смартфон в моей руке нагревается настолько сильно и часто, и такой он гладенький, что хоть и утюг выбрасывай.
И тут задаешься вопросом: а нужен ли он в дальнейшем, технический прогресс? К правильному ответу приходишь после чашечки растворимого кофе. Кстати, кофемолку и турку можно выбросить – некогда, на трех работах работаю, многостаночник! Безусловно, техпрогресс, нужен, но желательно такой, чтобы от него была долговременная польза. Вот, допустим, завода имени Лихачева в Москве уже нет, срыли все корпуса, строят какие-то «кластеры», а холодильники «ЗиЛ» до сих пор в квартирах работают. Люди уж на пенсию пошли, их дети судорожно меняют один импортный шкаф для сохранения продуктов на другой каждые четыре года, а «ЗиЛ» – он как вкопанный.
Это потому что раньше техпрогресс был заточен на «наиболее полное удовлетворение нужд и потребностей советского народа» (это из материалов партийного съезда) , а сейчас … на получение прибыли. Все научно-внедренческие стартапы на это нацелены, причем частенько они начинаются со сложнейшего фейк-изобретения и заканчиваются элементарным скамом.
Инвесторы в такой игре, будь то физическое лицо или государство, всегда в проигрыше. Около 100 лет назад инженер мог запатентовать свое изобретение и стать очень богатым человеком. Технические изобретения в те времена сыпались на людей как из рога изобилия: телеграф, телефон, радио, самолет и т.д. Нынче богатейший тот, кто привнес в нашу жизнь не предмет, а виртуальность. Окна виндозы, например, или антивирус, браузер. Впечатление такое, что человечество в плане бытового развития достигло своего предела. Наращивать ВВП можно только в мире виртуальности. Сахар, хлеб, пшено – это всё в прошлом.
Если молодой инженер изобрел, например, портативный велосипед, то его надо просто пожалеть. Существует такое множество ежегодно меняющихся стандартов по перевозке крупногабаритных пассажирских грузов, как по железной дороге, так и в автобусном, авиасообщениях, что новенький двухколесный транспорт лучше оставить дома. Летать по странам и континентам к песочным пляжам выгоднее всего просто в плавках, так проще через металлодетекторы проходить.
Все товары по миру передвигаются сейчас в мультимодальных контейнерах. Не то что устройство, форму, замки, фитинги, даже просто чтобы поменять маркировку груза в виде наклейки требуется согласовывать в транспортном комитете ООН, на что уходят годы и даже десятилетия. Так что об изобретениях в реальной жизни можно забыть, ими в случае необходимости займутся транснациональные монополии.
Любой рейтинг где-то хромает, но как без них!… РФ прочно удерживает где-то 15-е место среди множества развитых и развивающихся стран по количеству научно-исследовательских статей, опубликованных в рецензируемых научных журналах и изданиях, включённых в систему индекса научного цитирования. От передовиков мы отстаем в 10-15 раз. Цифровизация может только усилить эту разницу. Тут надо понимать, что учитываются только те статьи, что были переведены на английский язык, и опубликованы в определенных журналах, нередко за плату, а также подошли под строгий формат издания. Есть ловкие ученые, кто пишет положительные отклики и комментарии друг другу по договоренности в группе и так далее… Поэтому разобраться на каком уровне российская наука сейчас крайне сложно.
Больше всего в Минске в нынешнюю поездку меня порадовали электробусы. Пару лет назад во время пресс-тура нас водили на предприятие Белкоммунмаш, где изготавливают такой замечательный транспорт. Нас даже покатали на пробном маршруте. И минскую продукцию, как писал в отчетном репортаже, даже Санкт-Петербург покупать начал. И вот – бегают по минским улицам тишайшие салоны, не фыркающие продуктами сгорания, приятно посмотреть! Кстати, один из студентов на VIII Форуме вузов инженерно-технологического профиля предлагал новую систему работы городского общественного транспорта, но его идеи сочли, видимо, прожектерством. Может, зря? Автобус – он и в цифровой век автобус, вряд ли мы будем довольны чисто виртуальными путешествиями.