Найти тему
ZENIT-NEWS

Техпрогресс на пенсии. Полемические заметки простого потребителя

На паровоз, вперед лети!... Это 100 лет назад пели. Теперь остановка.
На паровоз, вперед лети!... Это 100 лет назад пели. Теперь остановка.

Это может звучать как чушь, как абсурд, но!... Оглядываясь, с ужасом замечаю, что количество помогающих мне жить предметов в моем доме с годами только уменьшается!

Возьмем период побольше, чем два-три года. Возьмем 20-30 лет. Первым замолчало радио – не стало больше левитанов в наших домах, увы, да и на коротких волнах теперь тишина. Затем в мусорку за ненадобностью отправились: электробритва, импортная портативная пишущая машинка, стационарный телефон, шахматные часы, фотоувеличитель, а следом и новомодные принтер, сканер, микроволновая печь…

В очереди на помойку стоят телевизор, проигрыватель лазерных дисков, стереомагнитофон с кассетными деками и два мобильный телефона финской фирмы, которые еще могут работать, но тоже уже не нужны. Тем временем смартфон в моей руке нагревается настолько сильно и часто, и такой он гладенький, что хоть и утюг выбрасывай.

Место телику рядом с веником
Место телику рядом с веником

И тут задаешься вопросом: а нужен ли он в дальнейшем, технический прогресс? К правильному ответу приходишь после чашечки растворимого кофе. Кстати, кофемолку и турку можно выбросить – некогда, на трех работах работаю, многостаночник! Безусловно, техпрогресс, нужен, но желательно такой, чтобы от него была долговременная польза. Вот, допустим, завода имени Лихачева в Москве уже нет, срыли все корпуса, строят какие-то «кластеры», а холодильники «ЗиЛ» до сих пор в квартирах работают. Люди уж на пенсию пошли, их дети судорожно меняют один импортный шкаф для сохранения продуктов на другой каждые четыре года, а «ЗиЛ» – он как вкопанный.

Это потому что раньше техпрогресс был заточен на «наиболее полное удовлетворение нужд и потребностей советского народа» (это из материалов партийного съезда) , а сейчас … на получение прибыли. Все научно-внедренческие стартапы на это нацелены, причем частенько они начинаются со сложнейшего фейк-изобретения и заканчиваются элементарным скамом.

Инвесторы в такой игре, будь то физическое лицо или государство, всегда в проигрыше. Около 100 лет назад инженер мог запатентовать свое изобретение и стать очень богатым человеком. Технические изобретения в те времена сыпались на людей как из рога изобилия: телеграф, телефон, радио, самолет и т.д. Нынче богатейший тот, кто привнес в нашу жизнь не предмет, а виртуальность. Окна виндозы, например, или антивирус, браузер. Впечатление такое, что человечество в плане бытового развития достигло своего предела. Наращивать ВВП можно только в мире виртуальности. Сахар, хлеб, пшено – это всё в прошлом.

Система ценностей у людей изменилась кардинально
Система ценностей у людей изменилась кардинально

Если молодой инженер изобрел, например, портативный велосипед, то его надо просто пожалеть. Существует такое множество ежегодно меняющихся стандартов по перевозке крупногабаритных пассажирских грузов, как по железной дороге, так и в автобусном, авиасообщениях, что новенький двухколесный транспорт лучше оставить дома. Летать по странам и континентам к песочным пляжам выгоднее всего просто в плавках, так проще через металлодетекторы проходить.

Все товары по миру передвигаются сейчас в мультимодальных контейнерах. Не то что устройство, форму, замки, фитинги, даже просто чтобы поменять маркировку груза в виде наклейки требуется согласовывать в транспортном комитете ООН, на что уходят годы и даже десятилетия. Так что об изобретениях в реальной жизни можно забыть, ими в случае необходимости займутся транснациональные монополии.

Любой рейтинг где-то хромает, но как без них!… РФ прочно удерживает где-то 15-е место среди множества развитых и развивающихся стран по количеству научно-исследовательских статей, опубликованных в рецензируемых научных журналах и изданиях, включённых в систему индекса научного цитирования. От передовиков мы отстаем в 10-15 раз. Цифровизация может только усилить эту разницу. Тут надо понимать, что учитываются только те статьи, что были переведены на английский язык, и опубликованы в определенных журналах, нередко за плату, а также подошли под строгий формат издания. Есть ловкие ученые, кто пишет положительные отклики и комментарии друг другу по договоренности в группе и так далее… Поэтому разобраться на каком уровне российская наука сейчас крайне сложно.

Электробус на улицах Минска
Электробус на улицах Минска

Больше всего в Минске в нынешнюю поездку меня порадовали электробусы. Пару лет назад во время пресс-тура нас водили на предприятие Белкоммунмаш, где изготавливают такой замечательный транспорт. Нас даже покатали на пробном маршруте. И минскую продукцию, как писал в отчетном репортаже, даже Санкт-Петербург покупать начал. И вот – бегают по минским улицам тишайшие салоны, не фыркающие продуктами сгорания, приятно посмотреть! Кстати, один из студентов на VIII Форуме вузов инженерно-технологического профиля предлагал новую систему работы городского общественного транспорта, но его идеи сочли, видимо, прожектерством. Может, зря? Автобус – он и в цифровой век автобус, вряд ли мы будем довольны чисто виртуальными путешествиями.