СОВЕТ 1: Убейте внутреннего критика
Немного конструктивной самокритики никогда не помешает, поскольку побуждает нас расти над собой и становиться лучше. Но слишком сильная или неправильная самокритика может оказаться для нас крайне вредной. Люди часто становятся самыми яростными критиками себя. Вот три способа бороться с критикой.
Знак «Стоп». Когда вам в голову приходит негативная мысль, вообразите большой красный знак «Стоп» и повторите это слово про себя. Эти визуальный и вербальный символы позволят вам лучше контролировать свое поведение.
Говорите с собой так же, как вы говорите с другими людьми. Если вы знаете, что вы никогда не скажете окружающим, никогда не говорите это мысленно и себе. Относитесь к себе с тем же уважением, что и к другим. Будьте добры и уважительны, умейте поддерживать и прощать ошибки всем — так же, как детям и любимым людям.
Добавляйте во внутренний диалог вопрос «как?». Негативный настрой во внутреннем диалоге может сковывать нас, не позволять нам развиваться и узнавать новое. Если вы думаете про себя: «Я не могу сделать это» или «Я не могу добиться в этом успеха», — попробуйте видоизменить эти фразы, добавив в них вопросительное слово «как?». Пусть они звучат так: «Как мне сделать это?» или «Как мне добиться в этом успеха?».
СОВЕТ 2: Делайте перерывы
«Если я откажусь от обеда и поработаю еще часок, то успею выполнить это здание». Звучит знакомо? Корпеть над работой может казаться продуктивным, но на самом деле это не всегда так. Исследования показывают, что пренебрежение перерывами в работе снижает производительность, уменьшает изобретательность, усиливает стрессовую нагрузку и чувство усталости.
Регулярные перерывы в работе способствуют здоровью. Научные исследования показывают, что в среднем производительность начинает падать после 50–60 минут непрерывной работы. Во избежание этого следует делать перерывы каждые 40 минут. Разумеется, любой человек уникален, поэтому частоту и периодичность перерывов каждый может корректировать самостоятельно. Поэкспериментируйте, чтобы определить оптимальный для себя распорядок работы. Однако нельзя делать перерывы слишком часто. Это может негативно повлиять на вашу самооценку и повысить нерешительность.
СОВЕТ 3: Находите новые поводы для благодарности
Признавать привычные объекты благодарности (вроде здоровья или семьи) несложно, но это порой мешает видеть общую картину. Находите новые области, в которых вы можете отыскать объекты благодарности, и каждый раз, делая записи, варьируйте их (например, дом, семья, друзья, здоровье, работа); используйте разные способы выражения благодарности (запись в дневнике, письмо, молитва, обращение к другу, запись в блоге и т. д.); постарайтесь при формулировке благодарности быть максимально конкретным. Например, именно сегодня вы благодарите судьбу за то, что она даровала вам здоровое сердце. Завтра вы готовитесь поблагодарить ее за здоровые мышцы и кости, а послезавтра — за свой молодой и творческий ум.
Шире смотрите на мир. У жителей развитых стран есть ощущение мира и безопасности, устойчивая экономика и возможность получить то, без чего мы не можем прожить: пищу, воду, жилье и одежду. Эта роскошь, к сожалению, часто воспринимается как должное. Старайтесь почаще думать о том, что это дар. Помните, что многие лишены минимально необходимого и живут в условиях войн, бедности, голода, болезней и жестокости. Думайте о благосклонности судьбы по отношению к вам, о том, сколько сделано вашими предками, и о тех, кто сегодня защищает ваши права и образ жизни.
Старайтесь во всем видеть позитивную сторону. Старайтесь в любых событиях видеть луч надежды. Например, вместо того чтобы жаловаться на дождливую погоду, постарайтесь увидеть в дожде источник жизни для растений и цветов. А если вам приходится задерживаться на работе, будьте благодарны, что она у вас есть и позволяет вам содержать семью. Развивайте в себе способность видеть хорошее даже в плохом.