Найти тему
Дискурс

«Фабрика живых кукол»: абсурд на конкурсе красоты «Королева России»

В России ежегодно проходят десятки конкурсов красоты, и каждый из них — портал в ад. Не только потому, что единственным основанием для оценок служит внешность конкурсанток, но и из-за циничной организации, завязанной на маркетинге и сомнительном бизнесе. Скрепив сердце, Виталий Гуданович отправился за гонзо-репортажем на один из таких инфернальных карнавалов, организованный бывшим порномагнатом, и рассказывает о месте, где пластмассовый мир победил.

Я живу в гараже уже третий год, у меня высшее образование, я коммуникабельный и симпатичный и ненавижу закрытые рынки. Тем более если это рынок красоты: без метафор, пошлых шуток, но с океаном банальностей. Когда мне позвонил Константин из Дискурса и предложил сделать репортаж о «Королеве России 2019», я сидел в своем гараже с менеджером нашей рок-группы. Это чтобы вы понимали, кто вам рассказывает о мероприятии.

Конкурс «Королева России 2019» проходил в Вегас Сити Холле. В милом и уютном, как большинство современных моллов, пространстве возникает иллюзия, что в нашей стране всё хорошо и у всех достаточно денег на себя и близких, а будущее страны — в надежных руках. Там было чисто и опрятно до стерильности, словно здание построили только вчера.

-2

Скучно было п****ц. В глазах стройных как на подбор девушек не читалось ни наивности, ни глупости. Даже хищности не было. Тяжело писать репортаж о симулякрах. В жюри были заявлены Тарзан, Тимур Родригез, Вика Цыганова. Я уважаю этих медиаперсон. В Единой России замечены не были, как и за чернухой. Но вышеописанные ребята были лишь именами в файле пресс-релиза, который разлетелся по СМИ. Никто из них на «Королеву России» не пришел.

В итоге девочек оценивали модельеры и бывшие лауреаты других конкурсов красоты по никому не понятным критериям. Не было промежуточных баллов, оценок, разбора ошибок или наставлений на будущее. Было только финальное голосование после трехчасового концерта-дефиле, на котором у меня даже не встал.

Каждая девушка выходила на сцену под свой слоган, который зачитывал ведущий, представляя конкурсантку. Не придумала его лишь одна дама, пообещав, что придумает потом. Словно об этом кто-нибудь ещё вспомнит, кроме журналиста, которому надо написать интересный репортаж.

Слоганы в духе «Я добьюсь всего сама», «Верь в мечту, и она приведет тебя к цели», «Терпение и труд всё перетрут» представляли конкурсанток сильными женщинами, которые, однако, соревнуются за лучшую оценку своей внешности и умения ходить по подиуму. Знаете, кстати, что Дональд Трамп — один из главных популяризаторов, а в прошлом — инвесторов «Мисс Вселенной»? Людям нужны куклы, которые знают, что они куклы.

Глаз тщетно искал, за что бы зацепиться. Где свежесть? Яркость? Что-то хотя бы забавное или веселое. Или сексуальное. Жизненное. Да чтобы хоть кто-нибудь посмеялся, кроме ведущего, который больше всех в зале любил свои шутки?

Девушка, не осознающая свою власть, не осознает свою сексуальность. Но женщина, осознающая свою сексуальность, не обязательно обладает властью. От них не было импульса. Я не чувствовал энергии ни в зале, ни на сцене.

А в зале были люди. Ухоженные. Кто-то хорошо, а кто-то, по крайней мере, экстравагантно одет. Я был скорее экстравагантно — мои волосы были длиннее, чем у большинства участниц. Эйфории у зала не было. Ведущие просили хлопать на камеру. Люди хлопали только своим участницам. Хлипкое и неуверенное эхо от ударов ладоней добавляло происходящему фарса. Кому кроме будущих женихов-покупателей и, может быть, порномейкеров и модельеров нужен этот конкурс? Я не смог ответить на этот вопрос.

Гораздо больше скучающей публики в мероприятии были заинтересованы бренды, выступившие спонсорами «Королевы». Их было множество. Один модельер, например, нарядил всех девушек в шубы. Понятное дело, дорогие. «Стиль. Роскошь. Качество. Мех», — зачитал ведущий, представляя одежду. Это в двадцать первом веке, где даже не самые грамотные люди топят за экологически безопасное производство и бережное отношение к окружающей среде. Другие модельеры в рамках церемонии демонстрировали на девушках, ставших носителями рекламы, необычное нижнее белье и разные атласные и шелковые накидки на плечи.

-3

Чтобы показать все рекламируемые товары, девушки выходили на три дефиле подряд. В белье. В платьях. В шубах. Парное и индивидуальное. Было представлено столько одежды от кутюр, что я запутался, чему посвящен конкурс — работе модельеров или умению девушек ходить в необычных и ярких нарядах?

Самым интересным во всем происходящем были разговоры с таксистами, когда я ехал на конкурс и обратно. Один рассказал, что у него была настоящая Королева-принцесса — сексуальная, но холодная. Он дорого заплатил за это и больше не ведётся на роскошную женскую внешность. Другой водитель, видевший не только девяностые, но и восьмидесятые, высказал классическую мысль обывателя: «Понятно, что там всё куплено». На вопрос, кем куплено и зачем, он не ответил.

Главный организатор состязания принцесс — президент и директор разнообразных аналогичных конкурсов Михаил Клочков. При поверхностном поиске гугл сообщает, что он — бывший порнокороль: «Я из этого секрета не делаю. Где-то до 2008 года работал по ту сторону модельного бизнеса. Я был одним из порнокоролей России. У меня были свои студии в Чехии, в Лос-Анджелесе, — рассказывал Клочков в интервью, — Меня четыре раза пытались посадить, но ничего не удалось». Не связан ли новый проект Михаила с его прошлыми бизнесами и не используется ли конкурс красоты как плацдарм для работы в порно? Это бы хоть как-то объясняло происходившую бессмыслицу.

Конкурс выиграла единственная девушка с силиконовой грудью. Она, конечно, обрадовалась. Остальные участницы улыбались её победе без презрения и недовольства. Я ощущал тотальное непонимание: они не соревновались между собой.

Когда началось награждение «Мисс Грации», на сцене разразилась суматоха: оказалось, что грамота и лента для победительницы номинации пропали. Искали минут пять. На сцене это выглядело как вечность. Наградили словами, поставили в сторонке. Обозначили ещё две-три номинации. Нашли ленту (словно на месте новую распечатали). Ведущий и Михаил, вручавший награды, настолько безразлично относились к происходящему, что даже не покраснели, когда самый торжественный момент началась кухонная суета.

Эмпатию среди претенциозного абсурда вызвали лишь музыканты-инструменталисты, которые сопровождали шоу. Они пришли не просто «отыграть и получить бабки», а вкладывали душу в музыку, не обращая внимание на царящий вокруг фарс.

Когда я вернулся домой, на сайте конкурса красовалось новое описание: «Создать из обладательницы короны „Королева России 2020“ символ новой, успешной, красивой и развивающейся России. Превратить Национальный конкурс красоты и грации „Королева России 2020“ в трамплин к успеху для участниц». Они уже успели обновить сайт и заменили «2019» на «2020», чтобы повторить в следующем году.

Но если у вас нет ляма в кармане и вы не хотите вложить его в сомнительный трамплин к успеху своей дочери или в фабрику живых кукол без чувства собственного достоинства и амбиций — вам там нечего делать. Потому что там скучно, как и везде, где нет никаких, даже фальшивых эмоций.

Иллюстрации: Кристина Колесникова

Текст: Виталий Гуданович

Хотите больше интересных статей? Заходите на сайт Дискурса и подписывайтесь на наши каналы в Яндекс. Дзен и Телеграм и на страницы Дискурса в Фейсбуке и во ВКонтакте.