Начнем с определения аудита. Согласно ст. 1 закона об аудиторской деятельности от 30.12.2008 N 307-ФЗ, аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
В каких случаях необходимо проводить аудит? Основанием для аудита может выступать как желание руководства компании провести проверку, так и обязанность, которая возникает в ряде случаев. Согласно ст. 5 закона об аудиторской деятельности от 30.12.2008 N 307-ФЗ, обязательный аудит проводится в случаях:
· если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
· если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
· если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
Были перечислены основные критерии, по которым компании попадают под процедуру проведения обязательного аудита. С полным списком критериев можно ознакомиться в указанной статье федерального закона.
По завершению процедуры проверки аудиторская компания выдает аудиторское заключение, в котором будет отражено мнение индивидуального о достоверности отчетности аудируемого лица, а также заключение о соответствии ведения учета законодательным требованиям. Дата передачи аудиторского заключения руководителю проверяемой организации указывается в документе, и это важный момент, на который стоит обратить внимание.
С 2022 года согласно пп. "л.2" п. 7 ст. 7.1 ФЗ № 129 «О гос. регистрации», сведения о результатах аудита подлежат публикации в Федресурсе в рамках сообщения о финансовой отчетности (в целях консолидации законодательства (Письмо Минфина России от 13 января 2022 г.). В текущей редакции обязанности организации, которые проводят аудит, обязаны размещать в Федресурсе 2 сообщения:
1) Сначала сообщение о финансовой отчётности (поскольку блок сведений посвященный финансовой отчетности в Федресурсе необходимо публиковать в течение 3 рабочих дней с даты утверждения отчетности руководителем)
2) Потом сообщение со сведениями из аудиторского заключения (поскольку блок сведений об аудите в Федресурсе необходимо публиковать в течение 3 рабочих дней с даты подписания аудиторского заключения)
Поскольку в 2022 году эти сообщения объедены в одно, но при этом даты событий для отсчета срока публикации (три рабочих дня) в Федресурсе по таким событиям не совпадают, организациям необходимо размещать 2 сообщения.
ВАЖНО! В новой редакции сообщения о бухгалтерской (финансовой) отчетности:
- есть 3 блока сведений, которые теперь обязательно заполнять;
- эти сведения обязаны размещать в Федресурсе 3 группы юридических лиц:
1) ЧЬЯ ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПОДЛЕЖИТ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ АУДИТУ.
2) ЧЬЯ ОТЧЕТНОСТЬ И АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ О НЕЙ НЕ ПОДЛЕЖАТ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ГИРБО.
3) ТЕ, КТО РАЗМЕЩАЕТ СВЕДЕНИЯ ОБ ОТЧЕТНОСТИ В СМИ
Теперь стоит рассмотреть способы публикации данного сообщения в Федресурсе, а их на данный момент существует 3:
1. Самостоятельная публикация сведений в ЕФРСФДЮЛ. Для этого вам потребуется КЭП (квалифицированная электронная подпись), которая будет подходить для работы с реестром. На официальном сайте (https://fedresurs.ru/) можно проверить подходит ваша КЭП для размещения сообщений в Федресурсе. Но, исходя из практики, предупреждаю вас о том, что вероятнее всего подпись не подойдет, если вы не приобретали её специально для раскрытия информации в ЕФРСФДЮЛ. Для использования КЭП необходимо ПО, чаще всего используют КриптоПро. Помимо этого, за каждую публикацию сообщения предусмотрена плата оператору реестра, которую часто называют госпошлиной, и составляет она 860,35 руб. на момент написания статьи. Счет на оплату данного платежа формируется в личном кабинете и, как правило, зачисление средств происходит в течение суток.
2. Обращение к нотариусу на основании п. 8.1 ст. 7.1 закона о государственной регистрации от 08.08.2001 г. №129-ФЗ. Самым сложным этапом публикации сообщения данным способом является поиск нотариуса, предоставляющего такую услугу. Перед обращением необходимо найти на просторах интернета форму уведомления и заранее подготовить текст публикации, оплатить услуги нотариуса, оплатить платеж, взымаемый реестром и дождаться выгрузки сообщения в Федресурс.
3. Последним, самым удобным и быстрым способом публикации выступает обращение к онлайн-сервисам по публикации сообщений в Федресурсе. Такие сервисы осуществляют публикацию в течение 2-3 часов в любой рабочий день. Вот список основных: