Когда-то давным-давно, я попала на лекцию о неофициальных художниках. Такую фамилию не забудешь – экзотика. А слайды его работ с зеркалами мне показались чудом.
⠀
Потом только узнала, что Инфанте – полукровка. Что он не приезжий испанец, а наш. Вырос в Москве, учился в Строгановке, где и встретил будущую жену и соавтора Нонну Горюнову.
⠀
И все-таки Инфанте всегда был особенным, отдельным. С коллегами по андеграунду скорее был близок по необходимости: ты отвержен, я отвержен, вот мы и вместе. А позже и вовсе замкнулся в своем мире. Его волновала бесконечность. Такая тема.
Именно для этого еще с начала 1960-х годов он рисовал свои спирали, делал разные конструкции, заставлял их двигаться. Он создавал инсталляции в природе: помещал в живой ландшафт зеркала или круги/квадраты/треугольники, подвешенные на тончайших лесках. Потом делал фото. Так рождались его артефакты.
⠀
Наверное, название выставки в Мультимедиа Арт Музее «Метафора, метафизика, метаморфоза», сегодня звучит несколько громоздко. Но для Инфанте это не просто слова. Соединение природы, символа бесконечности, и искусственных объектов, символа технического мира, – то, что он исследует всю жизнь.
⠀
Искусство Инфанте и Горюновой по-западному выверено, изощренно, утонченно. Сегодня это уже классика кинетизма, геометризма, лэнд-арта. Но при том, что Инфанте легко отнести к любому из этих направлений и упаковать в концепцию, он все равно оттуда выбьется. Он и здесь чужой среди своих, и там как будто посторонний.
⠀
Слово «артефакт» – символ тайны. А для меня вот тайна сам Франциско Инфанте. Он как-то без шума, без скандалов, без пиара стал очень большим Мастером. И все знают, что он такой один. И всегда сам по себе.
⠀
*А как вам кажется, сегодня такое возможно?