Найти тему
Фарит Истрафилов

Крупнейшая ракетная катастрофа в истории СССР.

Катастрофа с ядерными отходами не единственный секрет былого государства.

24 октября 1960 года в казахстанских степях на полигоне Байконур произошла самая страшная катастрофа в истории космонавтики и ракетной техники. Взорвалась межконтинентальная баллистическая ракета Р – 16. На пусковой площадке на тот момент находилось много специалистов – техников, инженеров, военных, конструкторов, а так же командующий ракетными войсками СССР – маршал М. И. Неделин.

  Первый главком Ракетных войск стратегического назначения, Главный маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин (1902 – 1960 гг.)
Первый главком Ракетных войск стратегического назначения, Главный маршал артиллерии Митрофан Иванович Неделин (1902 – 1960 гг.)

В назначенный день испытаний возникла непредвиденная ситуация. Произошёл прорыв пиромембран в магистралях окислителя и горючего первой ступени. Было решено заменить пиропатроны на стартовой площадке, не сливая топливо.

Это было сложно и рискованно, но утром 24 октября дефект с большим трудом был устранён. Оставалось восстановить цепь одного из двух взрывателей. Но командованием было принято решение не восстанавливать из-за недостатка времени и выполнить пуск ракеты при работе одной первой ступени. Главное что бы взлетела. Начался отсчёт перед пуском. Единственно правильным решением после всех неудач, была бы немедленная эвакуация всех с пусковой площадки, но почему - то это не было сделано. Прогремел сильный взрыв. Огненный шар расплавил покрытие площадки из-за чего все, кто находился вблизи стартовой площадки, сгорели заживо. По разным источникам погибло от 78 до 124 человек.

Официально было установлено, что причиной катастрофы был преждевременный запуск двигателя второй ступени. Он прожёг бак окислителя, а затем бак горючего первой ступени, где находилось более 120 тонн топлива. При этом, один за другим стали запускаться пороховые двигатели разделения ступеней и взрыв всей системы. Но в то время правительство объявило лишь о смерти маршала Неделина, да и то, в результате авиационной катастрофы. Только в 1989 году эта трагедия получила общественное признание. Трудный путь познания неизвестного не исключает неудачи, но этой крупнейшей в истории ракетостроения катастрофы можно было избежать, если бы не извечные аврал и штурмовщина.

-5