Представьте, Вы - владелец небольшого бизнеса, которым занимаетесь вместе со своей командой уже не один год. Все старательно выполняют свои обязанности, но почему-то цели, поставленные на старте бизнеса, не выполнены. Результат оказался совсем другим, причем отклонился не в лучшую сторону. И непонятно, почему так произошло, ведь вроде по бухгалтерии вы в плюсе, да и клиенты вроде есть. Давайте разбираться.
Чем бухгалтерский учет отличается от управленческого?
Для начала нужно научиться различать бухгалтерский и управленческий учет. Да, это совсем не одно и то же. Бухучет строго регламентирован и обязателен - этим вы отчитываетесь перед государством (налоговая, пенсионный и страховые фонды не дремлют). Управленческий учет вы ведете в удобной для вас форме и для своего пользования. Сбор, обработка и анализ информации о вашем бизнесе - в этом и есть суть управленческого учета. Это как приборная панель при управлении самолетом, только управляете вы бизнесом. Изучив данные управленческого учета, вы - владелец бизнеса - сможете рулить им на основе реальных цифр, а не интуитивно.
Что даёт вам управленческий учет? В первую очередь - реальную картину вашего положения. Появляется возможность анализировать эффективность как всего бизнеса, так и отдельно по ЦФО - вы будете точно знать, сотрудников какого отдела можно смело премировать, а какого - заслуженно поругать.
Еще один бонус - можно оценивать не только экономические показатели, но и нефинансовые, такие как выручка или средний чек. Почему это важно? Потому, что управлять выручкой и себестоимостью - сложно, гораздо правильнее управлять бизнес-процессами, результатом которых будут некоторые показатели. Эти показатели можно корректировать, ими проще управлять.
Как выглядит управленческая отчетность?
С чего начать вести отчетность? Для начала перестать думать, что аналитика и отчетность - это удел больших компаний, у которых сотни сотрудников и десятки отделов. Наоборот, управленческий учет поможет вам быстрее добиться впечатляющих результатов. Для этого надо ввести минимальный комплект отчетности:
✅ ОДДС - отчет о движении денежных средств (он же бюджет доходов и расходов): без него вы легко попадете в кассовый разрыв;
✅ ОПиУ - отчет о прибылях и убытках: позволяет контролировать эффективность бизнеса и следить за прибылью в разных разрезах: по продуктам, отделам, услугам или филиалам;
✅ Управленческий баланс позволяет узнать, сколько денег "заморожено" в бизнесе.
Так, с формами отчетности разобрались. Осталось понять, где и как их вести. Можно, конечно, делать это где-то на коленке или уме (на самом деле нельзя). Самый простой и доступный инструмент - Эксель. Но это долго, сложно и нервно. Хотя согласно статистике большинство компаний именно так и делает - 8 из 10 компаний в малом бизнесе и 6 из 10 - в среднем и крупном используют эксель.
Можно использовать решения на базе 1с, но это дорого (вложить нужно не меньше 1 млн рублей) и долго (внедрение и обучение до полугода). Не каждый потянет такие расходы.
Вариант посередине - онлайн-сервисы для управленческого учета. Там все автоматизировано и наглядно, как в эксель, но недорого (1-10 тысяч в месяц) и не требует обучения.
Чтобы ваш бизнес рос и процветал, пора навести порядок в финансах. Управленческую отчетность можно сравнить с чисткой зубов, это обязательно необходимо, чтобы не было проблем в дальнейшем.
Любой бизнес - это сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система, за которой нужно постоянно следить. Хотите взять под контроль все процессы - составляйте управленческий учет и действуйте на его основе. Вы перестанете неэффективно тратить деньги, которых по факту и нет, внося хаос во всю финансовую систему - ваш финансист больше не будет сходить с ума, а маркетолог будет точно знать, сколько можно тратить на рекламу. А самое главное - бизнес станет предсказуемым, планирование четким, а перспективы более ясными и понятными.
Автор: Директор по развитию сервиса управленческого учета Финансист
Глеб Литвин