Найти в Дзене
Лилия Пашкова

Почему в Черногории стоит побывать зимой

Оглавление

Черногорию обычно считают страной летнего отдыха: там же море, пляжи, жара. Так что же делать там в несезон? Зимой в этой стране тоже не будет скучно.

Вид на Будву и остров Святого Николы с трассы Будва - Цетинье
Вид на Будву и остров Святого Николы с трассы Будва - Цетинье

Начнем с того, что на побережье как таковой зимы нет. Температура обычно выше нуля, солнечно. Такая согревающая весенняя погода. Но бывает и так, что идут дожди или дует холодный северный ветер. Поэтому лучше сверяться с прогнозом.

Но на севере страны зимой действительно зима. В горах выпадает снег, работают горнолыжные курорты. А в трех часах езды на юг - побережье и тепло.

По дороге в Жабляк, на север страны
По дороге в Жабляк, на север страны

В этот раз я приехала на новогодних каникулах, попала на празднование Рождества. У черногорцев есть свои рождественские традиции, они меня прямо удивили. 6-го января утром я вышла гулять и увидела, что на улицах продают ветки с засохшей листвой. Зачем?

Как оказалось, дубовые ветки (бадняк) - это часть традиции празднования Рождества, которое называют Божич (а Сочельник - Бадни Дан). Ветки сжигают на площадях перед церквями или перед домами. Их также используют для украшения, вешают на машины. Необычно.

Праздничная ель в Которе
Праздничная ель в Которе

При этом здесь повсюду встречаются и стандартные новогодние атрибуты - украшенные ели, гирлянды, деды морозы и прочее. Поэтому в Черногории можно с комфортом и наслаждением встретить Новый год и провести каникулы, хотите - на берегу моря, хотите - в заснеженных горах.

Будва

Городок значительно отличается от своей летней "версии", как и все побережье. Немноголюдно, тихо, спокойно. Рай для тех, кто устал от городской суеты и шума.

Приятно гулять по пустому Старому городу, по свободной набережной. Да, от закрытых ресторанчиков на берегу становится немного не по себе. Но я без особого страха совершала вечерние прогулки по берегу, от одного конца бухты до другого, по дороге встречая максимум 3-5 человек. Такое опустошение позволяет совсем иначе посмотреть на город. Увидеть, как он живёт на самом деле, а не когда он "лопается" от наплыва туристов. Хотя и сейчас встретить приезжих можно было довольно часто - и русских, и европейцев.

Закат, вид с крепости Могрен
Закат, вид с крепости Могрен

В Будве я открыла для себя очень любопытное место - крепость Могрен. Со скалы, на которой она находится, можно наблюдать просто потрясающие закаты. Как раз этот мыс вечером закрывает вид из Будвы на заход солнца, но наблюдать его с высоты гораздо приятнее. К тому же, оттуда открывается великолепный вид на бухту Будвы и остров Святого Николая. Добраться до крепости можно пешком (минут за 40, на машине - за 5). Смотровая площадка огорожена, можно сесть прямо на развалинах крепости и любоваться волшебной красотой заката над морем.

Котор

Котор очаровал меня еще летом, а теперь произвел даже большее впечатление. Гулять по пустым улочкам старого города гораздо приятнее, чем по запруженным людьми. По-настоящему начинаешь чувствовать, что время здесь остановилось.

Площадь в Которе
Площадь в Которе

В Которе я тоже побывала в крепости. Во-первых, можно взойти на крепостную стену непосредственно в самом городе (прямо у южного входа - ворот Гурдича), а еще можно подняться на крепость Святого Иоанна, построенную наверху, на горе. Летом это платное удовольствие, кажется, 8 евро. Зимой же проход бесплатный. К тому же, в жару подъем превратится в мучение. 

Развалины крепости в Которе и вид с ее вершины
Развалины крепости в Которе и вид с ее вершины

Виды с крепости открываются невероятные. Обзор на весь Бока-Которский залив, как с Ловченского серпантина, на старый и новый Котор. Но приготовьтесь к тому, что подъем предстоит по старым, полуразрушенным ступеням, которых почти полторы тысячи, кое-где рядом идет мощеная дорога. Можно побродить по развалинам крепости, еще там есть церковь Богородицы, но вроде бы она закрыта. Как минимум, стоит добраться до смотровой площадки возле нее, это не так уж высоко. Но чем выше поднимаетесь, тем более захватывающие пейзажи будут открываться перед вами. Котор и весь залив как на ладони. Но будьте готовы к тому, что после подъема и спуска ваши колени вам "спасибо" не скажут.

Вид на церковь Богородицы и Котор с крепостной стены
Вид на церковь Богородицы и Котор с крепостной стены

Пераст

Еще один знаменитый город на Бока-Которском заливе. От Котора до него примерно полчаса езды. В Перасте тоже есть старый город, он расположен прямо на берегу, и по сути в нем есть одна лишь улица, которая идёт вдоль моря. Дома поднимаются вверх по скале, и между ними идут улочки-лестницы. Пераст известен, во-первых, своим собором Св. Николая с 55-метровой колокольней, во-вторых, двумя островами, расположенными неподалеку - Богородицы на Рифе и Св. Георгия. На первом расположена одноименная церковь, на другом - монастырь.

Пераст со стороны залива
Пераст со стороны залива

На остров Богородицы на лодке можно доплыть за 5 евро туда-обратно (возможно, это "зимняя" цена), на остров же Св. Георгия попасть нельзя, он лежит совсем рядом с островом Богородицы, туристы могут просто полюбоваться им. У каждого острова своя легенда: остров Богородицы - искусственный, рукотворный, а остров Св. Георгия - это место захоронения капитанов кораблей. На островах определённо стоит побывать, но зимой вы не сможете попасть в церковь. В это время годы храмы в Черногории чаще всего закрыты.

Церковь на острове Богородицы на Рифе
Церковь на острове Богородицы на Рифе

Остров Святого Стефана

На пляже возле острова Святого Стефана
На пляже возле острова Святого Стефана

С середины прошлого века остров Святого Стефана (правильнее называть его полуостровом, он соединен с большой землей перешейком), до этого являвшийся рыбацким поселком, стал закрытым фешенебельным отелем. На Ядрански пут есть смотровая площадка, с которой можно полюбоваться островом с высоты. Но немногие знают, что на остров можно попасть с экскурсией. Летом она стоит 20€ с человека, зимой - 10€. Начинается в 11 и 14 часов, летом - чаще. Экскурсии ведут и на русском, и на английском, я попала на англоязычную.

Прелесть экскурсии зимой - отель закрыт, ни постояльцев, ни сотрудников почти нет. На острове я была с экскурсоводом одна! Это наслаждение, учитывая, что летом на экскурсию приходят от 10 до 20 человек, так еще и отель работает.

Остров Святого Стефана с берега
Остров Святого Стефана с берега

На острове совершенно особенные улочки - узкие тропинки, лесенки, при этом каждая имеет свое название. На экскурсии вам покажут один из номеров (ценой 1060€ за ночь), со стороны можно будет посмотреть и на самые дорогие люксовые номера, где обычно отдыхают звезды.

Остров автономен, на нем есть и рестораны, и СПА, и бассейны, а вот пляж находится на материке. Вода вокруг острова - необыкновенного бирюзового цвета, я больше нигде такую не видела.

На одной из террас острова Святого Стефана
На одной из террас острова Святого Стефана

Гулять по безлюдному острову - одно удовольствие. Конечно, смотреть на закрытые ставнями окна грустно, но толпиться на узеньких улочках в большой группе туристов было бы абсолютно неудобно. С экскурсоводом было действительно интересно поговорить и задать ему все вопросы. Поэтому на Свети-Стефан лучше приезжать именно зимой. 

Тиват

Тиват известен всем как город, где расположен основной туристический аэропорт (еще один находится в Подгорице, столице Черногории). Когда я прилетала, погода на побережье была ветреная, и многие рейсы отправляли на посадку в Подгорицу. Мне повезло, мы сели в Тивате, но посадка была неприятная.

Яхтенная марина в Тивате
Яхтенная марина в Тивате

В Тиват я решила заехать перед вылетом, и пары часов мне вполне хватило, чтобы прогуляться по набережной. В Тивате нет старого города, крепости, это очень современный город.

Залив в Тивате безумно красив, и это райское место было выбрано для строительства яхтенной марины "Порто Монтенегро". Это одна из уникальных европейских стоянок яхт класса люкс, предоставляющая весь спектр услуг по обслуживанию яхт. Здесь вы увидите и огромные суда длиной больше ста метров, и самые небольшие. Яхт на стоянке было уж точно больше сотни, они покачивались на легких волнах, отражались в зеркально-гладких водах залива, красота! Кроме современных кораблей можно увидеть и парусную яхту "Ядран", пришвартованную недалеко от марины.

Яхтенная марина в Тивате
Яхтенная марина в Тивате

На берегу отстроены кварталы с отелями, магазинами, ресторанами, обустроена набережная. Все выглядит архитектурно гармонично и продуманно. Сразу захотелось сравнить с хаотичной и сумбурной застройкой российских курортов, естественно, не в их пользу.

Северная Черногория

Три-четыре часа езды из Будвы - и вы уже будто в другой стране. Горная часть Черногории зимой встретит вас снегом и морозцем. По этим районам проводят экскурсии и летом, но думаю, их нужно посмотреть в оба времени года.

Снимок из самолета. Граница между снежной частью страны и теплой
Снимок из самолета. Граница между снежной частью страны и теплой

По северной Черногории я проехала по кругу: выехав из Будвы, проехала до Подгорицы, затем - к Никшичу, оттуда - в Жабляк (это один из горнолыжных курортов), по дороге, пролегающей в каньоне реки Тара - к Колашину (еще одна горнолыжка), по каньону реки Морачи - назад к Подгорице. Маршрут получился ровно на 400 км.

Зима по дороге начинается очень неожиданно: где-то за Никшичем я заметила, что на обочинах появился снег. Путь пролегает по горам, много серпантинов. Но это дорога легче, чем та, что идет по каньонам.

Под Жабляком
Под Жабляком

Здесь расположены только небольшие поселки и городишки, пейзаж - сельский и очень милый. Заснеженные горы производят невероятное впечатление. Но особо не отвлекайтесь от дороги!

В Жабляке находится знаменитый национальный парк "Черное озеро" и горнолыжный курорт "Савин Кук". Сюда приезжают за типичным зимним отдыхом: можно покататься на лыжах, а можно прийти на замерзшее озеро, покататься на санках, поиграть в снежки и просто подурачиться.

Черное озеро зимой становится белым
Черное озеро зимой становится белым

Вход в парк бесплатный, парковка стоила 2€. Туда стоит приезжать на целый день, чтобы вдоволь насладиться прогулкой. Я же быстро осмотрела все и поехала к следующей достопримечательности в моем списке - мосту Джурджевича.

Это арочный автомобильный мост через каньон реки Тара. Очень живописное место, далеко внизу текут голубые воды горной реки, вокруг - высокие, усыпанные снегом горы. Летом для любителей экстрима предлагают зиплайн (тарзанки), а также рафтинг. Но и простая прогулка по мосту восхитит вас. Однако тротуаров на нем нет, хотя машин там немного (во всяком случае, зимой).

Мост Джурджевича
Мост Джурджевича

Назад на побережье я отправилась по дороге, идущей по каньону Тары, а потом - по каньону реки Морачи. По ним проходят экскурсионные маршруты, но судя по тому, что я увидела, вся экскурсия заключается в том, что туристов провозят по этим двум трассам: припарковаться, чтобы посмотреть по сторонам, почти негде. А ездить там на высоком туристическом автобусе страшно, как мне кажется.

Обе дороги - извилистые, тянутся вдоль обрывов, внизу которых текут быстрые горные реки. По сторонам стенами высятся горы. Красиво так, что и словами не передать, но чтобы проехать по этим местам, нужно не бояться подобных дорог. Очень много тоннелей, некоторые из них сделаны прямо в горной породе, бетонных сводов нет. Где-то над дорогой нависают скалы, а зимой с них еще свисают огромные сосульки. Возможны обвалы. Не для слабонервных. Но хоть раз в жизни там стоит проехаться.

Каньон реки Тара с моста Джурджевича
Каньон реки Тара с моста Джурджевича

Думаю, самой моей большой ошибкой было приехать на север страны всего на один день. Получилась поездка галопом, большую часть времени я провела в дороге, ещё хотелось проехать сложные участки до захода солнца. А в эти места надо приезжать хотя бы на 2-3 дня. Вообще, думаю, для посещения этой части страны нужна отдельная поездка.

Советы:

С осени прошлого года в стране действуют новые правила работы магазинов - в воскресенье закрыты все, в том числе продуктовые. Зато в остальные дни можно купить что угодно, продукты хорошие, особенно советую местные фрукты (например, мандарины).

Бока-Которский залив
Бока-Которский залив

Зимой в Черногории нет пробок, дороги свободные, в отличие от летнего сезона. Поэтому смело берите авто в аренду. Я воспользовалась услугами компании Sit'n'go, брала Hyndai i30. Рекомендую, с удовольствием и без каких-либо проблем воспользовалась их автомобилем. На автомобиле был полукомплект зимней резины (на передних колесах), для поездки на север страны этого было достаточно. К тому же, аренда зимой дешевеет (16€ в день зимой - 50€ летом). Не падают только цены на бензин (1,3€/л в 2020).

Арендованный мною автомобиль. По дороге от Колашина до Подгорицы
Арендованный мною автомобиль. По дороге от Колашина до Подгорицы

На севере по дороге очень мало заправок и туалетов. Учитывайте это, планируя маршрут.

Отопления в домах на побережье нет, только обогреватели и кондиционеры. Лучше запастись носочками и теплыми домашними вещами.

Также берите верхнюю одежду и потеплее, и похолоднее. В одни дни я ходила в пуховике, в другие - в осеннем пальто нараспашку.

Где поесть:

  • Будва - кафе "Бабалу" в TQ Plaza.
  • Котор - гастропаб 702 (рядом с площадью у Морских ворот).
Карбонара в гастропабе 702
Карбонара в гастропабе 702
  • Тиват - пиццерия "Рома" на набережной.
  • Нацпарк "Черное озеро" - одноименный ресторан на территории парка.

Надеюсь, мой гайд будет вам полезен. Будут вопросы - задавайте в комментариях.