Найти в Дзене
Вечный огонь памяти

Искать - значит помнить

  • Александр Комаров

Вот уже почти 40 лет поисковики Ростовского областного клуба «Память-Поиск» дважды в год проводят на территории Керченского полуострова военно-археологические экспедиции «Аджимушкай». Их цель – возвращение имен тысячам защитников Родины, чья судьба уложилась в три коротких и мучительных для родных слова: «пропал без вести».

Аджимушкайские каменоломни - подземный бастион, который стоял до последнего
Аджимушкайские каменоломни - подземный бастион, который стоял до последнего

– За время работ мы захоронили в братских могилах более 1000 бойцов и мирных жителей, погибших здесь в 1942 году, – рассказывает руководитель ростовского областного клуба «Память-Поиск» Владимир Щербанов.

Ещё в войну освобождавшие Керчь солдаты обнаружили жуткое зрелище – катакомбы, заваленные трупами, которые известковая пыль успела превратить в белые мумии. Тогда часть останков предали земле. Но аджимушкайские каменоломни – это многокилометровый лабиринт с многочисленными тупиками завалов. И найти всех павших воинов подземного гарнизона не удается до сих пор.

– Наша работа сама по себе тяжелый труд, – говорит Владимир Щербанов. – А работа в каменоломнях – труд в квадрате.

И дело даже не в том, что чтобы случайно не попасть на заминированные участки, поисковикам приходится внимательно смотреть себе под ноги. Параллельно они должны постоянно отслеживать состояние сводов и взорванных потолков. Однако гораздо труднее этого – повышенная сырость, темнота и психологическое давление нависающих каменных глыб, с которыми справляются далеко не все участники экспедиций.

Найденные в таких тяжелых условиях останки далеко не всегда удается идентифицировать. Ведь в те времена многие солдаты верили в примету: заполнишь медальон смертника – тебя обязательно убьют. Поэтому многие засыпали туда соль, клали спички, делали игольницу и приспосабливали его под разные другие нужды.

И все же удача иногда улыбается следопытам.

Однажды в подземельях поисковики нашли останки и медальон донского солдата Владимира Клименко. На обороте вкладыша было приписано от руки: «...Буду сражаться до последней капли крови. Володя». После кропотливых поисков были найдены родственники героя. Они слышали, что Владимир во время войны пропал без вести в Керчи, но не знали никаких подробностей о судьбе героя. Сложно представить, что чувствовали эти люди, когда им передали записку с почерком родного человека и его последними словами...

– Мы занимаемся поиском, не ради денег, славы или наград, – говорит Владимир Щербанов. – Мы отдаем долг предкам. Тем, благодаря кому сегодня живем. И эта работа нужна, в первую очередь, нам, ныне живущим. Ведь без памяти о прошлом нет будущего. Эту память мы восстанавливаем и сохраняем. И будем дальше над этим работать на сколько хватит сил…

Кстати…

Весной 1942 года под Керчью разыгралась одна из самых трагических страниц истории Великой Отечественной войны.

В результате неудач на Крымском фронте советские войска понесли большие потери и начали отступление. Отдельные подразделения, прикрывавшие эвакуацию основных сил на Таманский полуостров, по тем или иным причинам не получили приказа на отход и продолжили упорно сопротивляться немцам. После трёх суток непрерывных боёв они укрылись в каменоломнях под посёлком Аджимушкай.

В катакомбах развернулся целый город-крепость. Его гарнизон, в числе которого были бойцы 276-го стрелкового полка НКВД и 95-го пограничного полка, активно оборонялся, устраивал вылазки, и даже теснил немцев, захватывая столь недостающие оружие и продукты.

Лишь спустя пять с лишним месяцев сопротивления обессиленные и истощённые защитники, не имея другого выхода, поднялись на поверхность и приняли последний бой.

Из примерно 13 000 человек, спустившихся в катакомбы, в живых остались только 48…