Найти тему

Учим детей аккуратно оформлять работу на уроке и экономим немало времени на этом

Оглавление

В классе начинается возня: кто-то ищет линейку, кому-то нужен карандаш, третий чертит таблицу сразу на несколько листов, четвёртый без линейки и карандаша начертил крошечную таблицу и сразу её закрыл, а пятый прослушал объяснение и сейчас просит всё повторить. Знакомо?

Однажды мне надоело тратить время и нервы. Тогда-то я и начала пользоваться методом, о котором пойдёт речь сегодня. Только сразу предупреждаю, что придётся вложиться в закупку дополнительных письменных принадлежностей и в обучение детей. Расскажу обо всём на примере из своей педагогической практики (заполнением таблиц на уроках русского языка и литературы).

Секрета никакого нет. Всё упирается в команды учителя, наличие у детей комплекта письменных принадлежностей и в базовые умения по оформлению записей: таблиц, схем, конспектов и т. п. Но экономия времени колоссальная!
Секрета никакого нет. Всё упирается в команды учителя, наличие у детей комплекта письменных принадлежностей и в базовые умения по оформлению записей: таблиц, схем, конспектов и т. п. Но экономия времени колоссальная!

Базовые действия

С первых уроков в новом классе указываю на следующие моменты:

  • таблица состоит из колонок, ячеек и строк;
  • у таблицы есть шапка;
  • мы никогда не чертим таблицу сразу до конца;
  • никогда не чертим без линейки и карандаша.

Наличие ручки, карандаша, линейки и ластика

В моих классах запрещено отвлекать соседей просьбой одолжить линейку или карандаш. На рабочем столе учителя стоят наборы запасных линеек, карандашей и ручек, чтобы до начала урока "забывашки" могли обеспечить себя всем необходимым.

Конечно же, это правило вводится постепенно. Мы один раз подробно проигрываем ситуацию, а потом я аккуратно напоминаю, что всё необходимое берётся до начала урока со стола учителя.
Конечно же, это правило вводится постепенно. Мы один раз подробно проигрываем ситуацию, а потом я аккуратно напоминаю, что всё необходимое берётся до начала урока со стола учителя.

Итак, минимальные навыки есть. Всё необходимое для письма тоже. И где же здесь экономия времени?

Команды учителя

Давайте сразу на примере из жизни.

У нас есть упражнение из учебника. Нужно перенести таблицу в тетрадь, дополнив её примерами.

Раньше. "Дети, находим упражнение 110. Выполните его по заданию". Начинаются масштабные поиски забытых предметов, а в учителя летит миллион встречных вопросов.

Сейчас. Учитель широко улыбается и встаёт перед классом с учебником в руках.

Учитель: "Дети, всё внимание сюда!"
Держит в руках учебник и ждёт внимания всех в классе.
Учитель: "На раз-два берём учебник в руки. Раз-два!"
Дети держат книги.
Учитель: "На раз-два открываем страницу 35 и прижимаем таблицу на странице пальцем к столу". Показывает, как открывается книга на нужной странице, кладётся на стол, а сверху ставится палец в определённом месте.
Учитель: "Раз-двааааааааа!" Ждёт, пока все успеют.
Учитель: "В другую руку берём карандаш и линейку. Раз-два! В тетрадь переносим только шапку таблицы. Сколько в ней строчек?"
Класс: "Три!"

Конечно, так не стоит делать на всех уроках. Но этот способ отлично помогает в ситуациях, когда или из-за погоды, или из-за предыдущего урока, или из-за полнолуния класс не может собраться и заработать в привычном темпе. Для детей это игра. Только не забывайте про улыбку и позитивный настрой, а то это будет походить на дрессировку собак.

Я привела пример оформления таблицы, но это не единственный вариант. Запись домашнего задания, подписывание контрольных и самостоятельных работ, схемы и определения, планы и списки - всё можно оформить таким способом.

Используя такой метод, мы приходим к следующему:

  • в случае острой необходимости класс быстро и качественно оформляет материал любой сложности за короткое время;
  • мы получаем больше времени на работу с самим заданием, а не с его оформлением;
  • дети больше отрабатывают качественное и аккуратное оформление материала в своих тетрадях, а следовательно...
  • работы детей становятся аккуратнее, позволяя ученикам разбираться в своих записях;
  • со временем влияние учителя на процесс становится всё меньше, поэтому дети учатся самостоятельно оформлять работу.

Спасибо за доверие!

#полезные советы из учительской

---Рекомендации автора---
Мой второй канал про литературу "Чо читаем?"
Мой третий канал с бесплатными уроками.