В классе начинается возня: кто-то ищет линейку, кому-то нужен карандаш, третий чертит таблицу сразу на несколько листов, четвёртый без линейки и карандаша начертил крошечную таблицу и сразу её закрыл, а пятый прослушал объяснение и сейчас просит всё повторить. Знакомо?
Однажды мне надоело тратить время и нервы. Тогда-то я и начала пользоваться методом, о котором пойдёт речь сегодня. Только сразу предупреждаю, что придётся вложиться в закупку дополнительных письменных принадлежностей и в обучение детей. Расскажу обо всём на примере из своей педагогической практики (заполнением таблиц на уроках русского языка и литературы).
Базовые действия
С первых уроков в новом классе указываю на следующие моменты:
- таблица состоит из колонок, ячеек и строк;
- у таблицы есть шапка;
- мы никогда не чертим таблицу сразу до конца;
- никогда не чертим без линейки и карандаша.
Наличие ручки, карандаша, линейки и ластика
В моих классах запрещено отвлекать соседей просьбой одолжить линейку или карандаш. На рабочем столе учителя стоят наборы запасных линеек, карандашей и ручек, чтобы до начала урока "забывашки" могли обеспечить себя всем необходимым.
Итак, минимальные навыки есть. Всё необходимое для письма тоже. И где же здесь экономия времени?
Команды учителя
Давайте сразу на примере из жизни.
У нас есть упражнение из учебника. Нужно перенести таблицу в тетрадь, дополнив её примерами.
Раньше. "Дети, находим упражнение 110. Выполните его по заданию". Начинаются масштабные поиски забытых предметов, а в учителя летит миллион встречных вопросов.
Сейчас. Учитель широко улыбается и встаёт перед классом с учебником в руках.
Учитель: "Дети, всё внимание сюда!"
Держит в руках учебник и ждёт внимания всех в классе.
Учитель: "На раз-два берём учебник в руки. Раз-два!"
Дети держат книги.
Учитель: "На раз-два открываем страницу 35 и прижимаем таблицу на странице пальцем к столу". Показывает, как открывается книга на нужной странице, кладётся на стол, а сверху ставится палец в определённом месте.
Учитель: "Раз-двааааааааа!" Ждёт, пока все успеют.
Учитель: "В другую руку берём карандаш и линейку. Раз-два! В тетрадь переносим только шапку таблицы. Сколько в ней строчек?"
Класс: "Три!"
Конечно, так не стоит делать на всех уроках. Но этот способ отлично помогает в ситуациях, когда или из-за погоды, или из-за предыдущего урока, или из-за полнолуния класс не может собраться и заработать в привычном темпе. Для детей это игра. Только не забывайте про улыбку и позитивный настрой, а то это будет походить на дрессировку собак.
Я привела пример оформления таблицы, но это не единственный вариант. Запись домашнего задания, подписывание контрольных и самостоятельных работ, схемы и определения, планы и списки - всё можно оформить таким способом.
Используя такой метод, мы приходим к следующему:
- в случае острой необходимости класс быстро и качественно оформляет материал любой сложности за короткое время;
- мы получаем больше времени на работу с самим заданием, а не с его оформлением;
- дети больше отрабатывают качественное и аккуратное оформление материала в своих тетрадях, а следовательно...
- работы детей становятся аккуратнее, позволяя ученикам разбираться в своих записях;
- со временем влияние учителя на процесс становится всё меньше, поэтому дети учатся самостоятельно оформлять работу.
Спасибо за доверие!
#полезные советы из учительской
---Рекомендации автора---
Мой второй канал про литературу "Чо читаем?"
Мой третий канал с бесплатными уроками.