Праздники делятся на два типа: настоящие и придуманные. 14 февраля - это праздник, который придумали коммерсанты и маркетологи. У него нет ни одного значимого повода: это не день, в который Клара Цеткин вцепилась маникюром в эмансипацию и уж тем более не день, в который Егоров и Кантария воткнули алое полотно в Рейхстаг.
Никто не спорит, что у Дня Святого Валентина есть исторические корни. Это не мертворожденный ребенок - это беспризорник, которого забрали с улиц, перевоспитали и явили миру - позитивного, лощеного, прокачанного инстаграмом, email-рассылками и брендовыми коллаборациями.
Историю 14 февраля можно прочитать в Википедии, но подлинную историю там не напишут. Это так же, как с людьми: если сотрудник лезет по карьерной лестнице по головам других, в его резюме не будет об этом ни слова: только должности, даты работы и навыки - ни дать ни взять милашка. Да, переспавшая с двумя шефами. Да, скрысившая пятнадцать коллег. Но резюме сидит с вечно прикушенным языком и всегда умалчивает о шкафных скелетах своего автора.
Вот и у Дня всех влюбленных двоякая история: формально он восходит к Святому Валентину, неформально - к потребностям маркетологов. А потребность коммерсантов всегда проста, как два описанных пальца: нужно заработать денег. На беду маркетологов, в феврале торговля агонизирует. Новогодний угар уже закончился, а весенне-летние каникулы еще далеко. Именно поэтому западные, а потом и наши буржуи решили оживить мертвый холодный февраль новым праздником. Если хочешь найти подснежник - посылай на поиски не падчерицу, а маркетолога.
Значимых поводов для праздника не нашлось, поэтому коммерсанты пошли по наиболее простому пути и ударили в самую больную и остро щемящую хотелку каждого homo sapiens этой планеты - в хотелку быть нужным и любимым. Не знаешь, как залезть в кошелек потребителя - включи режим рыночного Христа и проповедуй, что все покупки ради любви.
Маркетологи понимают, что отношение к любви у людей разное. Молодняк поклоняется мантре “fall in love” и уверен, что потрахушки после лекций - это и есть любовь. С такими легко: для создания амурной атмосферы им хватает промокода от Макдональдса и конкурса в инстаграме под саундтрек Темниковой. Это ядерный электорат Дня всех влюбленных. Праздником малолеток его называют не по прихоти бубнящих олдов: сама аудитория сделала его таким.
С теми, кто постарше, уже сложнее. Человеку, который пережил два развода, не продашь любовь розовыми баннерами с сердечком. Жена, которая шерстит телефон мужа и находит там любовницу, уже не поверит в сказки о том, что любовь накрывается только гробовой доской и больше ничем. Парня, которого девка не дождалась из армии, не вдохновишь рекламой ультратонкого “дюрекса”: настоящие чувства проверяются казармой, а не резиной.
Именно поэтому День всех влюбленных остается наигранным праздником. Если в новогодние каникулы маркетологам удается продать идею тотального чуда и счастья, то к 14 февраля Дед Мороз успевает растаять и многие снова понимают, что валентинка - это пусть и забавный, но все же мертвый атрибут далекого детства - как ручной тетрис и бабушкин компот. То, что заходило в прыщавой юности, не заходит в возрасте, в котором жизнь раскрыла перед тобой не школьные, а реальные учебники.
Попытка маркетологов примазаться к простым человеческим чувствам - это всегда фальшь. У них вечно получается похабщина: залогом успешного знакомства с отцом твоей девушки преподносится жвачка “Орбит”, а гель для душа якобы кладет перед тобой штабелями всех голливудских цып. Говоря о любви, рекламщики преподносят сплошь общие места, забывая, что любовь - это не только шаблонные обнимашки, но и перекуры на обшарпанной площадке, слезы в ванной, посиделки за гаражами до ночи, совместное похмелье в мятой постели - и тысячи подобных артхаусных этюдов, которые есть у каждого, чье сердце хоть немного мягче сухаря.
Но это только у людей любовь в сердцах - у маркетологов она в кошельках. Они и дальше будут продавать это чувство на 14 февраля: в конце концов, товар этот ходовой и всегда востребованный. Любой маркетолог знает: проданная любовь, как и старая, не ржавеет никогда.
Подписывайтесь на мой телеграм-канал - там интереснее, жестче и без цензуры!