На фоне накаляющегося американо-иранского конфликта на Ближнем Востоке этот вопрос далеко не праздный.
1. Россия и Иран тесно сотрудничают в Сирии
Покойный генерал Солеймани, считавшийся террористом США и героем проиранских шиитских сил Ближнего Востока, тесно сотрудничал с Россией в сирийской войне. И Москва, и Тегеран поддерживают президента Башара Асада в конфликте, одновременно выступая против исламистских террористов и прозападной оппозиции.
В то время как Россия концентрируется в основном на авиаударах с ограниченным использованием спецназа, Иран контролирует тысячи военнослужащих на земле в Сирии (по американской оценке, в конце 2018 года в войне участвовало более 12,5 тыс. иранских доверенных лиц). Помощь Ирана и России позволила Башару Асаду вернуть большую часть сирийской территории в 2015-2019 годах.
Таким образом, что касается Сирии, российские и иранские интересы пересекаются, поскольку оба государства считают правительство Асада своим ценным партнером. "Россия и Иран - единственные два государства, готовые инвестировать в восстановление Сирии после войны. И ни один из них не способен самостоятельно восстановить Сирию”, - отмечает Петр Кортунов из Российского совета по международным делам (РСМД), называя отношения двух держав “крепким браком по расчету”.
2. Но у них разные позиции на Ближнем Востоке
Тем не менее, если говорить о долгосрочных стратегиях, то эксперты сходятся во мнении, что Россия и Иран преследуют разные цели.
"Цель Москвы - сохранить баланс сил в регионе, чтобы играть роль важнейшего внерегионального посредника", - написал ирановед Никита Смагин в статье для Московского Центра Карнеги. "Иран смотрит, во многом, в противоположном направлении, стремясь стать лидером Ближнего Востока, поскольку Тегеран считает, что это единственный способ гарантировать безопасность Исламской Республики.”
Смагин подчеркнул, что такой подход не устраивает Москву ‒ на Ближнем Востоке Россия предпочитает систему сдержек и противовесов, не имеющую конкретного лидера. Он поддерживает хорошие рабочие отношения не только с Ираном и Сирией, но и с Израилем, Турцией и, в последнее время, Саудовской Аравией (все три имеют долгую беспокойную историю с Тегераном). Иран, в свою очередь, подрывает усилия России, направленные на то, чтобы помочь Асаду пойти на уступки оппозиции и, наконец, найти политическое решение национального кризиса. Такой конфликт интересов вряд ли исчезнет в ближайшее время.
3. Их экономические связи слабы
"Экономика остается слабым местом наших двусторонних отношений", - признал в интервью " Ъ " перед своей отставкой Мехди Санаеи, посол Ирана в России в 2013-2019 годах. "Отчасти это можно объяснить тем, что и Россия, и Иран экспортируют энергию. В таких условиях наращивать объемы торговли непросто.”
Действительно, объем торговли остается в лучшем случае скромным. В 2018 году он составил всего $1,7 млрд, что составляет менее 1% внешнеторгового оборота России. Есть несколько амбициозных проектов в инфраструктуре и торговле, таких как международный транспортный коридор “Север-Юг”, обеспечивающий сухопутный маршрут из Индийского океана в Балтийское море через Индию, Иран и Россию, или зона свободной торговли между Ираном и возглавляемым Россией Евразийским Экономическим Союзом, но их реализация остается медленной. Без прочной экономической основы альянс не может считаться устойчивым.
4. Исторически сложилось так, что были некоторые горькие переживания
”На протяжении 19-го и 20-го веков Россия и Советский Союз неоднократно сомневались в иранском суверенитете", - напоминает Никита Смагин. В 1911 году, во время персидской Конституционной революции, Российская Империя, защищая свою сферу влияния, направила войска в Иран, подавляя Демократическое движение и расстреливая Мажлисы (парламент) пушечным огнем.
Позже, в августе 1941 года, когда началась Вторая мировая война и Советский Союз и Великобритания опасались, что Иран потенциально превратится в марионетку Германии, они послали войска, взяв страну под свой контроль. Сталин даже рассматривал возможность "советизации" севера Ирана путем создания марионеточных государств, но в 1946 году международное сообщество вынудило СССР уйти.
5. Они партнеры, а не союзники
Все перечисленное выше не обязательно означает, что Россия и Иран не в состоянии сотрудничать ‒ напротив, нынешнее положение дел на Ближнем Востоке делает их очень важными друг для друга, по крайней мере в политическом плане (как отметил Мехди Санаеи, президенты Владимир Путин и Хасан Роухани встречались 17 раз за последние шесть лет ‒ им, безусловно, есть что обсудить). Но все же это ближе к отношениям тактических партнеров, а не стратегических союзников, в силу разных глобальных целей.
А что вы как считаете? Пишите в комментариях!
Ставьте лайки и подписывайте на канал, на нем очень много актуальной и интересной информации!