Америка моими глазами.
Василий Поленов, один из величайших русских художников, запечатлел ту природу на Оке, среди которой прошли мои детство и юность. Уехав в США и оставшись там в 1999 году, взрослая моя жизнь началась и длилась в течение многих лет в западной части штата Массачусетс, в двух шагах от того городка, в котором жил, работал и умер Норман Роквелл, один из величайших американских художников.
"Московский дворик" в России
Началось всё с того, что в комнате моего дедушки висела репродукция "Московского дворика", без которой трудно было и представить себе весь его маленький дом, в котором выросла мама. В паре часов езды от Москвы и спустя целое столетие, множество двориков моего городка походили на то, что запечатлел Поленов, когда он смотрел из окна своей съёмной квартиры в Москве.
Если кто-то спросит меня про моё отношение к родине, то всплывёт тот самый "Московский дворик" Поленова, а потом похожие дворики моих родителей, бабушек и дедушек, дворики, где прошли мои детские и юношеские годы, с которыми столько связано и которые не любить невозможно. В них, в этих двориках, и сосредоточена моя родина.
"Московский дворик" в Америке
Конечно, говоря об этих двух художниках и их работах, нельзя провести строгие параллели между "Московским двориком" и каким-нибудь двориком в Стокбридже или между "Золотой осенью" на Оке и такой же красивой осенью Новой Англии где-нибудь на реке Хусатоник, но одно прослеживается точно - любовь к тому, что на картинах и за их пределами.
"Московский дворик" Поленова увидел свет и получил большой успех в 1878 году, спустя всего шесть лет после того, как Клод Моне представил миру свою гениальную работу "Впечатление. Восходящее солнце" 1872 года. С ней и ассоциируется начало импрессионизма.
Может быть, кто-то и влюбился во Францию благодаря "Впечатлению" Моне, но меня эта картина не трогает так, как это делают "Московский дворик" Поленова или "Весна в Стокбридже" Роквелла.
Что объединяет Поленова и Роквелла в моём восприятии их творчества, так это их невероятная сила, заставляющая зрителя влюбиться в ту страну, которая представлена на их картинах.
Больше, чем дворик
Когда мои американские ученики смотрят на "Московский дворик" в моём кабинете, в их сердцах, скорее всего, не теплеет так же, как в моём. Тут нужны эмоциональные ассоциации. Нужно тёплое человеческое участие, с которым и будут навеки связаны картины Поленова (или Роквелла).
Роквелл в моей судьбе
Лето 1999 года. Перелом в судьбе. Возможность остаться в Америке и учиться. Несколько семей маленького городка на реке Хусатоник взяли меня под своё крыло, как сына полка. Если бы не их сердечное участие в осуществлении моей ломоносовской мечты об учёбе, однозначно вернулся бы в Россию.
В ту первую золотую осень в Новой Англии я получил в подарок огромную книгу с самыми известными и значимыми картинами Нормана Роквелла, чьим земляком я и стал. То, что я увидел в его картинах поразило меня до глубины души - огромная любовь художника ко всем его персонажам.
Картина, которая врезалась в мою память прежде всего, оказалась "Беглец" (1958 года), в которой полицейский ведёт беседу с маленьким беглецом, по возрасту чуть-чуть постарше моего отца тогда в 1958 году. Маленький ресторанчик, скорее всего, в отправленном в утиль и восстановленном железнодорожном вагончике. Типичный американский завтрак. Участливый владелец заведения. Добрый полицейский. Доверчивый пацан, как и все дети его возраста.
Всё это теперь до боли знакомое, а тогда эта картина окутала меня тем же самым американским теплом, которое окружало меня со всех сторон на стыке веков, когда все мои знакомые американцы словно соревновались друг с другом в том, чтобы я полюбил их версию Америки. И любая версия Америки заключала в себе их искреннюю любовь к своей стране и людям, родились ли на американской земле или нет.
Реализм или фантазия?
Так ли это на самом деле? Конечно, нет. У каждого своя Америка. И у каждого своя Россия. Кстати, в то же самое время, в котором творили Поленов и Моне, появились и художники-реалисты, которые ставили перед собой одну цель - запечатлеть всю действительность, какой бы неприглядной она ни была.
Сегодня, куда ни глянь, один соцреализм до потери веры в человека и в его способность поставить других людей выше себя. Для кого-то стакан наполовину полный, а для кого-то наполовину пустой.
Как мне кажется, и Поленов, и Роквелл сделали сознательный выбор не в пользу соцреализма. Вернее, их восприятие действительности похоже на социалистический реализм, который до сих пор притягивает нас к советским фильмам, делающим упор на светлое будущее, а не на ужасную антиутопию.
Так ли мы все жили тогда в СССР? Нет, конечно. У каждого свои воспоминания (грустные и счастливые), но у каждого есть свобода выбрать то, что хотелось бы сделать действительностью сейчас. Вечная битва оптимизма с пессимизмом. Вот тут и приходят на помощь Поленов и Роквелл, чтобы видеть в жизни побольше хорошего. Плохим нас и так уже наводнили практически все источники информации.
Если будет время, просто посмотрите картины Роквелла. Вглядитесь в детали лиц, жестов, одежды, окружающего мира и всех остальных мелочей. В них та же родина, что и у Поленова, где человек человеку - не волк, а брат и сестра.
Спасибо, что зашли и прочитали эту статью. Подписывайтесь на канал, если интересна такая тематика, и пишите в комментариях. До новых встреч!