Рассказывать о куклотерапии мне легко и сложно одновременно. Легко, потому что в куклах есть некая магическая притягательность, которая буквально заставляет говорить о них и говорить с любовью и уважением.
А объяснить, что такое куклотерапия, достаточно сложно, поскольку термин этот в психологии новый, несмотря на то, что терапевтические возможности кукол используются очень давно, порой даже неосознанно.
В человеческой культуре у куклы было много предназначений. Она изначально была антропоморфным существом - то есть существом, которого наделяли человеческими качествами. Кукла помогала человеку в качестве посредника в ритуалах. Позже появились куклы для жертвоприношений разным богам: Купале, Костроме, Морене.
Затем куклы стали служить оберегами от болезней, несчастий, плохой охоты, голода и бездетности. Например, куклы-закрутки использовались для излечения. Для этого их делали из вещей больного. Такую куклу приносили в глухое место, давали ей имя и, называя по имени, оставляли с наказом вылечить человека.
Иногда кукол вырезали из бумаги, терли ими больное место и сжигали, чтобы вместе с куклой ушла и болезнь. Гватемальские worry dolls, согласно легенды, забирают любую тревогу своего обладателя, достаточно только пожаловаться им и положить под подушку. Ну чем не куклотерапия?
В народных сказках встречаются волшебные помощницы - куклы. Они всегда охраняют, защищают, спасают сказочного героя, но при этом требуют к себе почтительного отношения.
Вспомните сказку "Василиса Прекрасная":
"В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:
-Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью. Затем мать поцеловала дочку и померла".
По мнению доктора философии, психоаналитика Клариссы Эстес, кукла - это символ того таинственного, что скрыто в людях. "Кукла выражала и выражает внутренний женский дух, голос внутреннего разума.
Люди веками ощущали, что от кукол исходит и "святость", и пугающее неотразимое присутствие, которое воздействует на человека, меняя его духовную сущность". Считается, что создатели кукол как бы вдыхают в них жизнь.
Психологи начали использовать кукол для изучения эмоционального мира детей на рубеже 19-20 веков. Так, Мелани Клейн (ее исследования и работы Анны Фрейд, дочери и последовательницы Зигмунда Фрейда, положили начало терапевтической технике, известной теперь под названием "терапия игрой"), изучая детскую игру, использовала миниатюрных кукол, представляющих изображение членов семьи. Ж.Соломон, автор варианта директивной игротерапии, выявил, что дети, оценивающие кукол злыми, агрессивными в игровых ситуациях, сами реагируют таким же способом в аналогичных жизненных ситуациях.
Ведущий отечественный психолог, профессор МГУ Валерия Сергеевна Мухина разработала комплекты игрушек, диагностирующих эмоциональную чувствительность и этническую идентичность. В своей классификации игрушек Мухина относит кукол в группе игрушек, воздействующих на нравственную сферу личности ребенка. Также ею была разработана классификация кукол, среди которых Валерия Сергеевна выделяет "прекрасных кукол", харАктерных, с ярко выраженными определенными качествами, кукол в разных эмоциональных состояниях, и этнографических кукол.
Куклотерапия, как терапевтическое направление в отечественной литературе, впервые появляется в работах Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой. В качестве источника этого вида терапии они упоминают психодраму.
Психодрама - это вид групповой психотерапии, в которой клиенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование личностно значимых жизненных ситуаций. Постепенно, как указывают авторы, выделилась особая самостоятельная ветвь - куклотерапия, где использовались театральные куклы.
"Идея лечить невротиков с помощью кукольного театра возникла у нас несколько лет назад, притом случайно. Дело тут отчасти в довольно своеобразном сочетании профессий. В прошлом одна из нас - Татьяна Шишова - педагог. Вторая - Ирина Медведева - работала психологом в детской психиатрической клинике. А потом мы вместе стали писать пьесы для театра кукол. И в этом качестве (соавторов-драматургов) время от времени участвовали в разнообразных театральных фестивалях.
И вот однажды после очередного фестиваля (кажется, это было в Горьком в 1988 году) мы делились друг с другом впечатлениями и, между прочим, обратили внимание на то, что актеры могут в живом плане (то есть выходя на сцену без кукол) играть просто ужасно, но - удивительное дело! - беря в руки куклу, они становятся гораздо раскованнее, пластичнее. Причем это происходит, даже если кукловод не скрывается за ширмой. И тогда мы поняли, что кукла служит актеру своего рода защитой, опорой.
А что, если это не актер, а болезненно застенчивый ребенок? Может за-стенчивый, спрятавшись за стенку (то есть за ширму, замаскировавшись - надев маску), не боясь быть уличенным, ибо будет говорить от лица куклы, - получит уникальную возможность целительной исповеди? Вот бы попробовать таким образом поработать с нервными детьми, - подумали мы и тут же рассмеялись своим маниловским мечтам...
Потом случилось армянское землетрясение, и тяжелораненые люди лежали в клинике в Абрикосовском переулке. И вот эти люди, потерявшие дом, семью, ноги и руки, неподвижные, беспомощные, на волоске от смерти, как ни странно, вспомнили, что скоро Новый год. И вот 31 декабря вечером в больницу приехал художник театра Образцова Женя Серегин, захватив с собой трех очаровательных, трогательных марионеток. Ловко управляя ими, он показал незамысловатые, но тоже очень трогательные концертные номера.
И произошло удивительное (мы - свидетели!). Люди, которые три недели пребывали в состоянии какого-то психического анабиоза, заторможенности, вдруг стали смеяться, плакать и даже взвизгивать, как маленькие дети Удивительно было и то, что родственники, которые за ними ухаживали, - вполне здоровые усатые мужчины и дородные женщины, - толпились в дверях большой палаты, где проходило представление, и очень энергично отпихивали друг друга локтями, глазея на извивающуюся индийскую танцовщицу, у которой ходил ходуном деревянный пупок.
Но самое потрясающее случилось после представления: взрослые захотели попрощаться с куклами за руку! А одна девушка поздравила марионетку с Новым годом и удивленно спросила Женю:
-Слушай, а пачему она мне не атвечает?
Потом, переваривая новогодние впечатления, мы поняли, что произошло: скорее всего, больные во время концерта продемонстрировали явный психологический регрес, а попросту говоря, впали в детство. Но при этом вышли, наконец, из состояния шока! И мы подумали: если куклы имеют такую магическую власть над больным взрослым, то что же будет с больным ребенком, да еще при системном, длительном и продуманном воздействии?" (И.Медведева, Т. Шишова "Книга для трудных родителей").
Продолжение следует.
Психолог и автор книги "Основы куклотерапии. Галерея кукол" из Ижевска Лариса Гребенщикова - специально для журнала "Талант. Человек и творчество".
Подготовка материала: Милена Курганова,
директор галереи "Кукольный переулок" и куратор выставки "Япония. Куклы, сказки и легенды" в Пространстве авторских кукол Измайловского кремля, г. Москва.,
директор Международного Объединения Авторов кукол МОАК,
главный редактор журнала "Талант. Человек и творчество"
Галерея авторских кукол работает без выходных с 11 до 18 часов, ст.метро Партизанская или МЦК Измайлово, 7 минут пешком через территорию гостиницы Измайлово.
Тел. 8(916)037-16-24 и 8(910)452-62-86