Найти в Дзене
ГИПОТЕЗЫ И ФАКТЫ

Так скифы ль мы?

Когда-то на просторах причерноморских степей проживал народ, сьё имя, став нарицательным для кочевника античных времён, вошло во все учебники по истории древнего мира. Речь идёт о скифах. 900 лет прожитых ими в Причерноморье, вошли в историю человечества одной из самых ярких страниц. Но народ, за которым в древности закрепилась слава непобедимого, в III веке нашей эры, стал жертвой более сильных соседей. Осталось только имя. Казалось, что скифам суждено разделить участь всех кочевых народов и быть забытыми, а оказалось, всё наоборот: благодаря интересу к истории этого народа полностью изучены его жизнь в Причерноморье, культура, верования, взаимоотношения с античным миром. Но если жизнь и последние дни любого народа известны, как правило, достаточно хорошо, то зарождение его почти всегда остаётся тайной за семью печатями. Не составляют исключения и скифы. До сих пор так и не удалось получить однозначного ответа на вопрос, частью какого этноса они были в Азии и откуда, из какого района пришли в Европу? Кто их ближайший этнический родственник? Какое отношение они имеют к ираноязычному населению степей, жившему в Азии после их ухода оттуда? Неужели и следа скифов не осталось в Азии?

-2

Поиски ответов на все эти вопросы начались давно, но пока безрезультатно. Не помогают даже легенды о происхождении скифов, дошедшие до нас в изложении Геродота: до сих пор народы, названные в легендах, так и не удалось идентифицировать ни с одним из живших на степных просторах. Свет на проблему скифов в Европе не проливают и сообщения других античных авторов, в частности Диодора Сицилийского и Аристотеля из Проконнеса, назвавших народы, выгнавшие скифов с насиженных мест. Противоречивость информации не позволяет понять, что это за народы и кто из них (массагеты или исседоны) причастен к появлению скифов в Причерноморье?

Мысль о том, что скифы связаны происхождением с ираноязычным населением, жившим в степях после них, была высказана давно. Но для подтверждения её нужен был ключ, "подобрать" который оказалось не так уж просто. Что это за ключ? Оказывается, все те же массагеты с исседонами.

В принципе вопрос о том, что за народы массагеты с исседонами, запутан не меньше вопроса о скифах. Тот же Геродот утверждал, что массагеты жили на реке Аракс, но не совсем ясно, что это за река и в какое время это было. И всё-таки ключом к массагетам является этноним, в котором без особого труда различается корень "саг"-"согд". А это не что иное, как оригинальная транскрипция персидского названия "саки". Первая часть этнонима "ма" сопоставима с первой частью топонима "маверанахр" - "междуречье", что следует понимать не иначе, как указание на место проживания данного народа. В таком случае переводить как "согды междуречья", но какого междуречья, пока не понятно.

Исседоны. Разложение этнонима на составные части показывает, что частица "дон" - это не что иное, как слово "река". Часть "сэ" - одно из названий согдов-саков. Часть этнонима "ис", по всей видимости, следует понимать как указание на запредельность чего-то и сопоставимость с русским словом "за". В целом этноним можно перевести как "заречные согды". Если вспомнить об указании Геродота на то, что массагеты жили за рекой Аракс напротив исседонов, то придёт и понимание того, что оба эти этнонима взаимосвязаны друг с другом. А раз так, то, где бы мы ни размещали массагетов, исседонов придётся разместить рядом с ними, и границей между двумя этими народами будет река. На помощь в локализации этих народов приходит Геродот, сообщающий о соседстве с исседонами аримаспов, проживающих в горах. Если аримаспы жили на Алтае, то исседоны должны были жить где-то к югу и западу от Алтая и к западу от Тарбагатая. А раз так, то массагеты, по крайней мере в V веке до нашей эры, могли жить в Мавераннахре, а границей между двумя народами могла быть Сырдарья.

-3

В Мавераннахре в V веке до н. э. проживали такие народы, как хоразмии Хорезма, согдийцы Согдианы и кангюи Кангюя. Хоразмии и согдийцы для идентификации с массагетами не годятся, а вот кангюи подходят в самый раз. Если искать народ, проживавший в названное время к востоку от кангюев, то таковым в персидских источниках названы "саки-тиграхауда", то есть "саки в остроконечных шапках". Логика даёт нам право признать именно в этом народе исседонов.

Но уж если речь зашла о согдах, то следует упомянуть ещё одну группу, которую персы называли "тиай-тарадарайя" - "заморские". Тарадарайя проживали к северу и западу от Аральского моря, и их кочевья простирались до Каспия. Известны они ещё под несколькими названиями, одно из которых "парны". Парны в хазарских источниках фигурируют как "пайнили", в русских - как "печенеги", а у Птолемея - как "паниарды".

После того как проведена идентификация массагетов и исседонов, появляется возможность решения и скифской проблемы. В скифской легенде предком скифов назван Таргитай, у которого было три сына Липоксай, Арпоксай и Колоксай, впоследствии ставших родоначальниками отдельных племён. Имена сыновей обычно переводятся как Солнце-царь, Река-царь, Гора-царь. Без всякого сомнения, это не личные имена людей, а указание на происхождение народов от одного прародителя, народа-основы, на географию их проживания, а также на очерёдность их появления на исторической арене. Если брать географию проживания, то можно предположить, что народ Колоксая жил в местности, богатой солнцем (скорее всего в пустыне, полупустыне или полустепи), народ Арпоксая - в местности размещавшейся вдоль реки или богатой реками, а Липоксая - в предгорьях, возле гор. При этом первым сформировавшимся народом был народ Липоксая, вторым - Арпоксая, а самым последним (младшим) - Колоксая. Без всякого сомнения, в легенде отражены не только родственные отношения, но и направление расселения племён, что позволяет не только найти прародину скифов, но и дешифровать скифские племена, названные в легенде. Для этого нужно найти их прототипы в племенах, реально живших на просторах Азии.

-4

Прежде всего следует обратить внимание на то, что у Таргитая было три сына и столько же объединений существовало в согдийском мире. Такое совпадение вряд ли может быть случайным. Именно поэтому и попытаемся отождествить каждого из братьев скифской легенды с одним из согдийских народов: Арпоксая - с массагетами-кангюями, Липоксая - с тиграхауда, Колоксая - с даями-парнами.

Народ Липоксая жил в предгорьях, но и тиграхауда жили возле гор. Народ Арпоксая - вдоль реки, но и кангюи жили преимущественно вдоль Сырдарьи. Народ Колоксая - в полупустынях, но и парны жили на территории богатой солнцем - на плато Устюрт.

Если распространение согдийских групп шло с востока на запад, то тиграхауда, следует назвать самым старшим согдийским народом, канпоев - более молодым, а парнов - самым младшим. Можно назвать и дату сложения согдийских племён, о ней говорят скифы: "Со времён их происхождения от первого царя Таргитая до прихода Дария на их, скифов, землю, как говорят, прошло не более тысячи лет", а это даёт нам 1500 год до н. э., что сходится не только с датой появления андроновской культуры, но и с местом её образования.

-5

В этом случае не только подтверждается легенда о происхождении скифов от Колоксая, но и их родства с паралатами-парнами. Парны так же, как и скифы, - самое молодое согдийское племя. Виновниками в изгнании скифов названы массагеты с исседонами, но ничего не говорится о причастности к этому парнов. Если скифы - это те же самые парны, то всё правильно: не могли же парны совместно с массагетами и исседонами участвовать в изгнании самих себя.

Найдя ближайших родственников скифов и поняв, кто они такие, мы попробуем найти и территорию их проживания в Азии. Поможет тут привязка к реке Аракс. Геродот утверждал, что "Аракс имеет 40 рукавов, которые теряются в болотах и топях, кроме одного, который течёт по открытой местности". Считается, что у Геродота речь идёт об Узбое, высохшем русле Амударьи, когда-то впадавшей в Каспийское море. Но при всём желании с таким утверждением согласиться нельзя. Если бы Араксом был Узбой, то скифы, спасаясь от врага, в любом случае оказались бы в Азии: или в северных степях междуречья Эмбы и Урала или на территории Северной Туркмении - Парфии. Сомнения подкрепляет и упоминание о наличии у Узбоя рукава. Но вот если Араксом признать Волгу, то всё становится на свои места: у неё и рукавов много, тонущих в болотах, и рукав, текущий по открытой местности, есть - Ахтуба, и скифы, перейдя Волгу, попадали не в Азию, а именно в киммерийскую землю. Признав в Араксе Волгу, мы можем назвать и территорию, которую занимали скифы до появления в Европе, - где-то в бассейне реки Эмбы.

О проживании скифов до их прихода в Причерноморье именно в этом районе говорит и утверждение скифов о том, что к северу от их земель бывают большие снегопады: "В области, лежащей ещё дальше к северу от земли скифов, как передают, нельзя ничего видеть и туда невозможно проникнуть из-за летающих перьев". То есть в их землях такие снега не выпадали, а зимы если и были со снегом, то малоснежные.

Теперь можно попытаться назвать местоположение всех согдийских племён в середине VII века до н. э. Исседоны проживали от Иртыша с Зайсаном до Балхаша и Ишима с Сарысу, массагеты - от Сарысу до Тургая, паралаты - от Тургая до Эмбы и Урала. В распоряжении согдов в VII веке до нашей эры находились полупустыни современного Казахстана.

-6

Во второй половине VII века до н. э. на просторах Азии вспыхивает война. Аримаспы (кто они такие, пока не понятно, но скорее всего - предки динлинов, хагясов и кыргызов) начинают войну против исседонов. Исседоны, не выдержав натиска, начинают отходить на запад и юго-запад (в Семиречье), тесня при этом массагетов. Массагеты, в свою очередь, разделяются на две части, одна из которых отходит на юг и вскоре оказывается на территории междуречья, заняв территорию впоследствии получившую название Согдианы. Вторая часть массагетов движется на запад и вытесняет с насиженных мест паралатов. Паралаты как самое молодое и, видимо, ещё не набравшееся сил племя, так же, как и все прочие согдийские племена, покидает родину: часть уходит на запад в киммерийскую землю, часть - в предгорья Копетдага, а часть, сдерживая натиск врагов, - на берега Тобола. Массагеты, вытеснив паралатов, выходят к Волге и какое-то время живут на её берегах, благодаря чему и попадают в письменные источники. В более позднее время массагеты-катиары отходят к Мавераннахру и занимают вдоль обоих берегов нижнего течения Сырдарьи территорию, ставшую известной как Кангюй. После отхода кангюев в Среднюю Азию паралаты с острогов Копетдага частично возвращаются на Эмбу.

Получается, что скифы - это те же согды-сарматы, оказавшиеся в Европе в результате войны, разыгравшейся в предгорьях Тарбагатая и Алтая и докатившейся до Южного Урала. Прародиной скифов следует считать полупустыни междуречья Тургая, Эмбы и Урала. Такой вывод лишний раз подтверждает правило: к легендам следует относится доверительно.

-7