Когда-то на просторах причерноморских степей проживал народ, сьё имя, став нарицательным для кочевника античных времён, вошло во все учебники по истории древнего мира. Речь идёт о скифах. 900 лет прожитых ими в Причерноморье, вошли в историю человечества одной из самых ярких страниц. Но народ, за которым в древности закрепилась слава непобедимого, в III веке нашей эры, стал жертвой более сильных соседей. Осталось только имя. Казалось, что скифам суждено разделить участь всех кочевых народов и быть забытыми, а оказалось, всё наоборот: благодаря интересу к истории этого народа полностью изучены его жизнь в Причерноморье, культура, верования, взаимоотношения с античным миром. Но если жизнь и последние дни любого народа известны, как правило, достаточно хорошо, то зарождение его почти всегда остаётся тайной за семью печатями. Не составляют исключения и скифы. До сих пор так и не удалось получить однозначного ответа на вопрос, частью какого этноса они были в Азии и откуда, из какого района пришли в Европу? Кто их ближайший этнический родственник? Какое отношение они имеют к ираноязычному населению степей, жившему в Азии после их ухода оттуда? Неужели и следа скифов не осталось в Азии?
Поиски ответов на все эти вопросы начались давно, но пока безрезультатно. Не помогают даже легенды о происхождении скифов, дошедшие до нас в изложении Геродота: до сих пор народы, названные в легендах, так и не удалось идентифицировать ни с одним из живших на степных просторах. Свет на проблему скифов в Европе не проливают и сообщения других античных авторов, в частности Диодора Сицилийского и Аристотеля из Проконнеса, назвавших народы, выгнавшие скифов с насиженных мест. Противоречивость информации не позволяет понять, что это за народы и кто из них (массагеты или исседоны) причастен к появлению скифов в Причерноморье?
Мысль о том, что скифы связаны происхождением с ираноязычным населением, жившим в степях после них, была высказана давно. Но для подтверждения её нужен был ключ, "подобрать" который оказалось не так уж просто. Что это за ключ? Оказывается, все те же массагеты с исседонами.
В принципе вопрос о том, что за народы массагеты с исседонами, запутан не меньше вопроса о скифах. Тот же Геродот утверждал, что массагеты жили на реке Аракс, но не совсем ясно, что это за река и в какое время это было. И всё-таки ключом к массагетам является этноним, в котором без особого труда различается корень "саг"-"согд". А это не что иное, как оригинальная транскрипция персидского названия "саки". Первая часть этнонима "ма" сопоставима с первой частью топонима "маверанахр" - "междуречье", что следует понимать не иначе, как указание на место проживания данного народа. В таком случае переводить как "согды междуречья", но какого междуречья, пока не понятно.
Исседоны. Разложение этнонима на составные части показывает, что частица "дон" - это не что иное, как слово "река". Часть "сэ" - одно из названий согдов-саков. Часть этнонима "ис", по всей видимости, следует понимать как указание на запредельность чего-то и сопоставимость с русским словом "за". В целом этноним можно перевести как "заречные согды". Если вспомнить об указании Геродота на то, что массагеты жили за рекой Аракс напротив исседонов, то придёт и понимание того, что оба эти этнонима взаимосвязаны друг с другом. А раз так, то, где бы мы ни размещали массагетов, исседонов придётся разместить рядом с ними, и границей между двумя этими народами будет река. На помощь в локализации этих народов приходит Геродот, сообщающий о соседстве с исседонами аримаспов, проживающих в горах. Если аримаспы жили на Алтае, то исседоны должны были жить где-то к югу и западу от Алтая и к западу от Тарбагатая. А раз так, то массагеты, по крайней мере в V веке до нашей эры, могли жить в Мавераннахре, а границей между двумя народами могла быть Сырдарья.
В Мавераннахре в V веке до н. э. проживали такие народы, как хоразмии Хорезма, согдийцы Согдианы и кангюи Кангюя. Хоразмии и согдийцы для идентификации с массагетами не годятся, а вот кангюи подходят в самый раз. Если искать народ, проживавший в названное время к востоку от кангюев, то таковым в персидских источниках названы "саки-тиграхауда", то есть "саки в остроконечных шапках". Логика даёт нам право признать именно в этом народе исседонов.
Но уж если речь зашла о согдах, то следует упомянуть ещё одну группу, которую персы называли "тиай-тарадарайя" - "заморские". Тарадарайя проживали к северу и западу от Аральского моря, и их кочевья простирались до Каспия. Известны они ещё под несколькими названиями, одно из которых "парны". Парны в хазарских источниках фигурируют как "пайнили", в русских - как "печенеги", а у Птолемея - как "паниарды".
После того как проведена идентификация массагетов и исседонов, появляется возможность решения и скифской проблемы. В скифской легенде предком скифов назван Таргитай, у которого было три сына Липоксай, Арпоксай и Колоксай, впоследствии ставших родоначальниками отдельных племён. Имена сыновей обычно переводятся как Солнце-царь, Река-царь, Гора-царь. Без всякого сомнения, это не личные имена людей, а указание на происхождение народов от одного прародителя, народа-основы, на географию их проживания, а также на очерёдность их появления на исторической арене. Если брать географию проживания, то можно предположить, что народ Колоксая жил в местности, богатой солнцем (скорее всего в пустыне, полупустыне или полустепи), народ Арпоксая - в местности размещавшейся вдоль реки или богатой реками, а Липоксая - в предгорьях, возле гор. При этом первым сформировавшимся народом был народ Липоксая, вторым - Арпоксая, а самым последним (младшим) - Колоксая. Без всякого сомнения, в легенде отражены не только родственные отношения, но и направление расселения племён, что позволяет не только найти прародину скифов, но и дешифровать скифские племена, названные в легенде. Для этого нужно найти их прототипы в племенах, реально живших на просторах Азии.
Прежде всего следует обратить внимание на то, что у Таргитая было три сына и столько же объединений существовало в согдийском мире. Такое совпадение вряд ли может быть случайным. Именно поэтому и попытаемся отождествить каждого из братьев скифской легенды с одним из согдийских народов: Арпоксая - с массагетами-кангюями, Липоксая - с тиграхауда, Колоксая - с даями-парнами.
Народ Липоксая жил в предгорьях, но и тиграхауда жили возле гор. Народ Арпоксая - вдоль реки, но и кангюи жили преимущественно вдоль Сырдарьи. Народ Колоксая - в полупустынях, но и парны жили на территории богатой солнцем - на плато Устюрт.
Если распространение согдийских групп шло с востока на запад, то тиграхауда, следует назвать самым старшим согдийским народом, канпоев - более молодым, а парнов - самым младшим. Можно назвать и дату сложения согдийских племён, о ней говорят скифы: "Со времён их происхождения от первого царя Таргитая до прихода Дария на их, скифов, землю, как говорят, прошло не более тысячи лет", а это даёт нам 1500 год до н. э., что сходится не только с датой появления андроновской культуры, но и с местом её образования.
В этом случае не только подтверждается легенда о происхождении скифов от Колоксая, но и их родства с паралатами-парнами. Парны так же, как и скифы, - самое молодое согдийское племя. Виновниками в изгнании скифов названы массагеты с исседонами, но ничего не говорится о причастности к этому парнов. Если скифы - это те же самые парны, то всё правильно: не могли же парны совместно с массагетами и исседонами участвовать в изгнании самих себя.
Найдя ближайших родственников скифов и поняв, кто они такие, мы попробуем найти и территорию их проживания в Азии. Поможет тут привязка к реке Аракс. Геродот утверждал, что "Аракс имеет 40 рукавов, которые теряются в болотах и топях, кроме одного, который течёт по открытой местности". Считается, что у Геродота речь идёт об Узбое, высохшем русле Амударьи, когда-то впадавшей в Каспийское море. Но при всём желании с таким утверждением согласиться нельзя. Если бы Араксом был Узбой, то скифы, спасаясь от врага, в любом случае оказались бы в Азии: или в северных степях междуречья Эмбы и Урала или на территории Северной Туркмении - Парфии. Сомнения подкрепляет и упоминание о наличии у Узбоя рукава. Но вот если Араксом признать Волгу, то всё становится на свои места: у неё и рукавов много, тонущих в болотах, и рукав, текущий по открытой местности, есть - Ахтуба, и скифы, перейдя Волгу, попадали не в Азию, а именно в киммерийскую землю. Признав в Араксе Волгу, мы можем назвать и территорию, которую занимали скифы до появления в Европе, - где-то в бассейне реки Эмбы.
О проживании скифов до их прихода в Причерноморье именно в этом районе говорит и утверждение скифов о том, что к северу от их земель бывают большие снегопады: "В области, лежащей ещё дальше к северу от земли скифов, как передают, нельзя ничего видеть и туда невозможно проникнуть из-за летающих перьев". То есть в их землях такие снега не выпадали, а зимы если и были со снегом, то малоснежные.
Теперь можно попытаться назвать местоположение всех согдийских племён в середине VII века до н. э. Исседоны проживали от Иртыша с Зайсаном до Балхаша и Ишима с Сарысу, массагеты - от Сарысу до Тургая, паралаты - от Тургая до Эмбы и Урала. В распоряжении согдов в VII веке до нашей эры находились полупустыни современного Казахстана.
Во второй половине VII века до н. э. на просторах Азии вспыхивает война. Аримаспы (кто они такие, пока не понятно, но скорее всего - предки динлинов, хагясов и кыргызов) начинают войну против исседонов. Исседоны, не выдержав натиска, начинают отходить на запад и юго-запад (в Семиречье), тесня при этом массагетов. Массагеты, в свою очередь, разделяются на две части, одна из которых отходит на юг и вскоре оказывается на территории междуречья, заняв территорию впоследствии получившую название Согдианы. Вторая часть массагетов движется на запад и вытесняет с насиженных мест паралатов. Паралаты как самое молодое и, видимо, ещё не набравшееся сил племя, так же, как и все прочие согдийские племена, покидает родину: часть уходит на запад в киммерийскую землю, часть - в предгорья Копетдага, а часть, сдерживая натиск врагов, - на берега Тобола. Массагеты, вытеснив паралатов, выходят к Волге и какое-то время живут на её берегах, благодаря чему и попадают в письменные источники. В более позднее время массагеты-катиары отходят к Мавераннахру и занимают вдоль обоих берегов нижнего течения Сырдарьи территорию, ставшую известной как Кангюй. После отхода кангюев в Среднюю Азию паралаты с острогов Копетдага частично возвращаются на Эмбу.
Получается, что скифы - это те же согды-сарматы, оказавшиеся в Европе в результате войны, разыгравшейся в предгорьях Тарбагатая и Алтая и докатившейся до Южного Урала. Прародиной скифов следует считать полупустыни междуречья Тургая, Эмбы и Урала. Такой вывод лишний раз подтверждает правило: к легендам следует относится доверительно.