Во всем виноват не только коронавирус, но и приостановка полетов на проблемных самолетах Boeing 737 MАХ
В 2017 году в «Коммерсанте» вышел материал о том, как российские пилоты гражданской авиации массово уезжают работать за границей. Расклад был такой: менее чем за 3 года уехали более 300 командиров воздушных судов (КВС) и инструкторов, еще 400 человек находились на разных этапах оформления документов.
Более свежей статистики не найти (наверное, она пугающая), но проблема действительно была. Несмотря на зарплаты по 300-600 тысяч рублей, удержать специалистов российские авиакомпании не могут. Все дело в том, что китайские авиакомпании готовы платить в разы больше – от 17 до 23 тысяч долларов в месяц.
Еще российские пилоты жаловались на политику руководства по наказаниям: человека могут «выдернуть» с выходного и назначить на рейс, а за отказ последует наказание. Например, он совершенно неожиданно не сможет пройти медкомиссию.
Но и такой работы было не очень много: закрылась компания «Трансаэро», прекратила полеты «Когалымавиа», разорилась «ВИМ-авиа» (та самая, с офисом в деревянной избе).
В Китае же, наоборот, пилотам готовы оплачивать проживание, неплохие командировочные, давать бонусы за безопасность полетов и всевозможные премии. В сети можно найти пример расчета, там при окладе в 19 000 долларов пилот суммарно зарабатывает 24 166 долларов в месяц.
Переехать на работу в Китай было непросто: там требовали идеальное знание английского. Даже не английского, а скорее, Chinglish – его особого китайского варианта. Росавиация тоже строила козни: перестала выдавать верификационное письмо для подтверждения легальности лицензий пилотов транспортной авиации (ATPL).
В итоге те, кто прорвался через всю эту бюрократию и смог устроиться на работу в Китае, рискуют… остаться без нее! Больше 100 российских пилотов могут потерять работу по 2 причинам:
- все еще не летает проблемный Boeing 737 MАХ (и не факт, что модель еще будут эксплуатировать). У китайских авиакомпаний таких лайнеров 35, и иностранцев там нанимали часто специально под эти самолеты;
- из-за вспышки коронавируса сократилась полетная программа как внутри Китая, так и по международным маршрутам.
В компании, которая занимается рекрутингом пилотов в России, пока отрицают проблемы. Но говорят, что даже в случае серьезных проблем квалифицированные специалисты смогут устроиться на работу в корейские или турецкие авиакомпании.
Еще есть вариант вернуться в Россию, где уже который год говорят о дефиците специалистов в авиации (правда, до сих пор предлагают им такие зарплаты, что не могут конкурировать с зарубежными).
С подготовкой кадров в России серьезные проблемы. Пилотов готовят всего 3 летных училища, а единственное частное Челябинское летное училище гражданской авиации (при том, лучшее по оснащению) было лишено права вести деятельность из-за отсутствия сертификации. Все выданные им документы отозвали, что лишило работы 550 пилотов.