Десятки и сотни тысяч рублей. Это не субсидии на социальные объекты и даже не средства, собранные в рамках благотворительных проектов. Внушительные суммы стали добычей мошенников. При этом преступники себя особо не утруждают: махинации проворачивают не выходя из дома.
Обманный февраль
Ирина (имя героини изменено) работает на одном из крупных предприятий города бухгалтером. Деньги — её стихия. Уплата налогов, сдача отчётности, работа с кассой. Но вот свои счета женщина сберечь не сумела. В телефонной беседе неизвестный сообщил, что с её карты пытаются похитить денежные средства. Карт у потерпевшей оказалось две — кредитная и зарплатная. Псевдосотрудник банка предложил перевести все деньги на зарплатную. Доверчивая женщина так и сделала, а код из SMS продиктовала звонившему. В итоге с двух счетов списали суммарно более 140 тысяч рублей.
Похожая участь постигла 63-летнюю жительницу нашего города. Вот только ущерб оказался на 50 тысяч больше. Схема оказалась несколько иной. Также представившись сотрудником банка и сообщив, что накопления в опасности, неизвестный попросил женщину снять наличность (48 тысяч рублей) и переложить её на другой (названный им же) счёт, что и сделала потерпевшая. На следующий день на телефон всё той же пенсионерки поступил ещё один звонок. На этот раз злоумышленник попросил взять кредит и вновь перевести деньги на указанный им счёт. Женщина послушно согласилась, оформила займ и перечислила обманщику более 140 тысяч рублей.
Эти случаи, произошедшие в феврале, не единичны. Ещё один пример: за одни сутки в полицию обратились сразу три человека, лишившихся кровных похожим путём. Потерпевшие перечислили 6800 рублей, 59 000 рублей и 56 304 рубля. Один из довольно громких случаев произошёл в Верхнеуральском районе. Доверчивый мужчина перевёл преступнику около миллиона рублей.
Разговор окончен!
Число подобных махинаций растёт. Если в 2018-м в Златоусте было зафиксировано 220 мошенничеств с использованием мобильного телефона, то в 2019 году их число возросло до 269. В январе в дежурную часть обратились 25 обманутых горожан.
К слову, злоумышленник не всегда выступает в роли сотрудника банка. Он может представиться родственником или знакомым, которого якобы задержали за преступление или ДТП. Далее собеседник просит передать или перечислить определённую сумму для «решения вопроса с правоохранительными органами».
— Ещё одним видом дистанционного мошенничества является хищение денежных средств при покупке товаров через интернет. В этом случае мошенник просит произвести полную оплату товара, после чего обещает доставить его. Однако после получения денег покупатель заказ не получает, а продавец перестаёт выходить на связь, — рассказывает старший специалист по связям со СМИ отдела МВД по Златоусту Ольга Аристова.
Просьбы поступают и посредством SМS. Абонент может получить сообщение подобного характера: «У меня проблемы, позвони по такому-то номеру. Если он недоступен, положи определённую сумму денег. Потом всё объясню». Либо: «Мама (папа), привет, не могу говорить, положи на этот номер деньги, потом всё объясню». Или: «Ваша карта заблокирована. Для разблокировки позвоните по номеру такому-то или скиньте SMS с данными карты» и так далее.
Сотрудники полиции советуют полностью исключить телефонные беседы с незнакомцами о деньгах, призывают граждан к бдительности и просят донести эту информацию до своих родственников и знакомых.
Сотрудники банков никогда не запрашивают номеров, кодов банковских карт и паролей, присланных в SMS. Эти сведения вы не должны сообщать никому! Такие запросы осуществляют только мошенники, даже если они называют вас по имени и отчеству.
Получив звонок или сообщение о попавшем в беду родственнике, не отправляйте никаких денежных переводов. Сначала перезвоните ему либо попытайтесь связаться с ним через знакомых.
Игнорируйте звонки, в которых незнакомец предлагаетвыплатить компенсации за ранее купленные вами лекарственные препараты, медуслуги или иной причинённый ущерб. Их совершают только мошенники, которые могут представляться в том числе сотрудниками полиции.
Покупая товары через интернет, необходимо обратить внимание на данные продавца. Если он указал минимум информации о себе и оставил только адрес электронного ящика, следует предположить, что это может быть мошенник.
При смене телефонного номера не забывайте отключать привязанные к нему карты, так как спустя некоторое время этот номер может быть выдан другому клиенту, который, сам того не желая, получит возможность управлять вашими денежными средствами.
Александра Мясникова
Фото Илья Евстигнеев, primpress.ru