Голливуд любит снимать фильмы «на основе реальных событий». Вдвойне любит, когда события эти носят скандально-юридический характер. Идейно похожие картины выходят почти с одинаковым интервалом примерно раз в пять лет: «Гражданский иск» (1998), «Северная страна» (2005), «Приговор» (2010), «В центре внимания» (2015) и совсем недавно стартовавшие в прокате и пока не потерявшие свежесть первого глотка «Темные воды» (2019).
Одной из прародительниц моды на данную тему стала «Эрин Брокович» 2000 года, подарившая Джулии Робертс главную роль и сразу несколько престижных наград, включая Оскар.
Сбор информации
Эрин Брокович – реальная персона, к 1992 году дважды разведенная мать троих детей и бывшая «Мисс Уичитто». Не имея высшего юридического образования, но умело используя свои личные качества (главное из которых – пробивной характер), Эрин буквально навязывается в служащие адвокатской конторы Masry & Vititoe. Так она становится одной из ключевых фигур в дальнейшей тяжбе по делу жителей города Хинкли против корпорации-гиганта «PG&E», что по халатности травит этих самых жителей химикатами и провоцирует развитие у них разнообразных раковых опухолей.
В конце девяностых Эрин продает права на экранизацию этой истории за 100 тысяч долларов, после чего режиссер Стивен Содерберг берет в руки камеру и приглашает в кадр Джулию Робертс, снабдив ее нарядами в стиле «ночной бабочки» (к чему Джулии, в общем-то, было не привыкать) и строго-настрого запретив снимать лифчик модели пуш-ап.
Судебное разбирательство
Давайте чуть обстоятельней вникнем в сюжет. Итак, с какого-то момента Эрин=Джулия, повиливая бедрами так, что ее заносит на поворотах, начинает рассекать по юридической конторе Masry & Vititoe, приводя в бешенство своего шефа Эда Мэзри (Альберт Финни) – нарядами, едкими фразочками и полной некомпетентностью. Но вдруг в руки Брокович попадает «золотая жила» – бумаги, свидетельствующие о злостном нарушении экологических норм в округе Хинкли. Очевидно, что заводы «PG&E» загрязняют местные грунтовые воды ядовитым шестивалентным хромом, что в результате приводит к резкому повышению показателей смертности среди горожан. Тут уж Эрин, несмотря на отсутствие юридического образования, вгрызается в «PG&E» аки бульдог, демонстрируя животную хватку и чуйку, покуда ее тремя детьми занимается залетный усатый нянь с философией байкера (Аарон Экхарт).
Приговор
– Что меня больше всего восхищало во всей этой истории?.. Не безрассудное бесстрашие главной героини (в духе паркурщиков), не запредельный энтузиазм (в стиле отбойного молотка), а особенности памяти. – Ну, знаете, есть такие женщины-уникумы, которые годами хранят в «чертогах разума» телефонные номера всех своих бывших бойфрендов, в то время как ты с трудом вспоминаешь, что ела сегодня на завтрак..? Так вот Эрин как раз из таких – ходячая база данных в вызывающе привлекательной обертке (про пуш-ап еще не забыли, нет?).
Джулия отлично справилась с ролью – уже хотя бы ради нее стоит смотреть эту кинокартину, отягощенную судебными издержками. Актрисе не занимать обаяния, даже не смотря на стервозную составляющую образа. Все заслуженные Робертс награды за участие в этом фильме – закономерны и оправданы.
А вот Голливуд действительно сильно приукрасил историю и ощутимо сгладил неровные углы, исказив многие факты. Во-первых, это не Эрин вышла на страдающих от недугов жителей, а одна из домохозяек Хинкли обратилась в контуру Masry & Vititoe, где работала Брокович, причем по вопросу продажи своего дома компании «PG&E». Во-вторых, адвокаты оттяпали себе очень приличный кусок от компенсации, что «PG&E» выплатила исцам по данному делу: 133,6 млн. от 333. При этом где-то полгода ушло на распределение оставшихся средств между пострадавшими, что потихоньку загибались от рака… И в-третьих, – та самая жительница Хинкли (Роберта Уокер в жизни, Донна Дженсен в фильме) в дальнейшем утверждала, что в глаза не видела огромной суммы, которая была озвучена с телеэкрана устами Джулии Робертс.
И еще два интересных факта. Экологи утверждают, что скорее всего вред жителям Хинкли наносили военные базы, которыми город был буквально окружен, а не шестивалентный хром в воде (он опасен при вдыхании). И второй нюанс: если бы дело не завершилось договором с единоразовой выплатой, оно имело все шансы попасть в суд присяжных и оттого размер суммы мог оказаться значительно крупнее. Но справедливости ради, надо отметить, что без адвокатской поддержки люди и вовсе остались бы без какой-либо денежной компенсации, зато с кучей медицинских справок и букетом всевозможных болячек…
Что касается Эрин Брокович, то она вроде бы по сей день отстаивает права граждан и выступает защитницей окружающей среды. Так давайте порадуемся за многодетную мать, которая нашла себя в этой жизни – что и стало поводом для недурственной экранизации кусочка ее биографии.
ПС. Другой фильм о сильной женщине – «Солдат Джейн» с Деми Мур, которая не носит пуш-апов, зато эффектно отжимается от пола!