12 февраля представитель Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев Жан-Ив Бушарди встретился с беженцами Бреста. Люди из каких стран просят помощи у Беларуси, как беженцам живется в Бресте и в какой помощи нуждаются – в материале MediaBrest.by.
На встречу с Жан-Ив Бушарди пришли 7 беженцев из разных стран. Большинство из них - из Украины. Беженка Ирина из Луганска обратилась с вопросом по поводу семьи. Девушка уже третий год живет в Беларуси. У нее уже есть муж – белорус по национальности. Пара ждет ребенка.
Ирина поинтересовалась, может ли она, не имея вида на жительство в Беларуси, оформить на ребенка белорусское гражданство. А также Ирина интересовалась, может ли ее старший сын, которому уже 19 лет и он живет в Украине, приехать к ней в Беларусь и получить вид на жительство. Других беженцев интересовали вопросы трудоустройства, одежды. На все вопросы Жан-Ив Бушарди вместе со своим помощником давали исчерпывающие ответы.
- За прошлый год по республике за статусом беженца и дополнительной защитой обратились 654 человека. Из них 59 заявителей - в Брестской области. Большинство беженцев - граждане Украины. Общая тенденция, если говорить по количеству людей, которые обращаются за предоставлением защиты в Беларуси, снижается. Но такая тенденция наблюдается в связи со снижением заявителей из Украины. Брест же находится в особенном положении, потому что если сравнивать статистику, в Бресте она осталась на прежнем уровне, а вероятно даже возросла. Потому что помимо украинцев, которых подавляющее большинство, есть в Бресте среди беженцев выходцы и из других стран. Например, в этом году были заявители из Монголии, Афганистана, - отметил Жан-Ив Бушарди.
На встречу с Жан-Ив Бушарди пришла и Инна. Она живет в бесте с 2014 года. Приехала как беженка из Украины, из Славянска – города на Донбассе, в котором и начался военный конфликт.
- Родители там остались. А мы с сестрой решили уехать. Сестра с мужем и детками – сперва направились в Белгород , а потом в Россию. А я сюда, в Брест, потому что здесь были друзья. Сестра уже имеет статус гражданки России. Она с семьей живет в Омске по программе переселения. А я здесь, в Бресте. Хочу получить вид на жительство и остаться. Мне очень нравится Брест, люди здесь хорошие.
Нравится жить в Бресте?
- Очень! Город такой маленький, уютный. Здесь мне хорошо. Есть друзья, знакомые. Сама живу на квартире с хозяйкой, ей помогаю. Работаю кассиром в магазине. Зарплата небольшая. Но в любом случае здесь лучше, чем на Донбассе. Бываю в Украине. Приезжаю к родителям хотя бы раз в год, стараюсь помогать. Они покидать свой дом не хотят.
Когда в Беларуси узнают, что вы беженка, как к вам относятся? Не притесняют?
- У меня не было неприятных ситуаций. Наоборот, первое время очень многие сочувствовали, помогали чем-то. Давали постельное белье, одежду… Потому что у меня ничего не было. С собой только сезонные вещи взяла. И вот люди меня и одевали, и обували. Белорусы, конечно немного зажатые. Украинцы более открытые, улыбчивые, радушные. Но и в Беларуси и люди хорошие. Это очень приятно. А вот в России бывает отношение не такое хорошее. Сестра рассказывала, что первое время, как только переехали в Россию, все было хорошо. А потом начали им высказывать местные, мол, понаехали тут, занимаете наши рабочие места… и тому подобное. Неприятно, конечно. Знаю, что многие украинцы, кто массово уехал из родных мест на старте военных событий, спустя годы вернулись: поняли, что нигде никому не нужны. И вот живут сейчас на Украине, пусть и в тяжелой обстановке, но в родных местах. А так люди там уже привыкли к обстановке.
А подобные встречи с участием Жана-Ив Бушарди регулярно посещаете. Получаете помощь?
- Да, я уже не раз ходила на подобные встречи. Было дело и финансово помогли, пусть немного, но помогли. Могу на таких встречах уточнить некоторые юридические вопросы. И в целом рада видеть своих знакомых. Вот, сегодня тут и девочка из моего города. Приятно пообщаться с другими беженцами. Было дело, разговаривала с беженцами из Эритреи, Камеруна – и понимаю, что у многих жизнь не простая, а то бывает и еще тяжелее.