Профессия бортпроводника в обывательском представлении очень заманчива. Еще бы: заграничные командировки, путешествия, романтика неба… А на деле это сложный и ответственный труд, иногда без возможности полноценно выспаться или, например, провести Новый год с семьей — под бой курантов можно оказаться на работе, ведь самолеты летают всегда. Вместе с нашим специальным корреспондентом Артёмом Кашириным пройдем весь путь становления бортпроводника — человека, все же отважившегося работать в небе.
Быть или не быть?
Каждый вторник и четверг в офисе авиакомпании «Победа» очень оживленно. Взволнованные девушки и молодые люди пытают счастье на первом этапе — собеседовании. Избранным счастливчикам авиакомпания сделает предложение. А решения «да» или «нет» ждать недолго, кандидату ответят в тот же день.
Кандидатов рассматривает и прослушивает сотрудница кадровой службы «Победы» Даша. С ней CRM‑инструктор, действующий старший бортпроводник Ярослава. Crew resource management — управление возможностями экипажа — методика обучения персонала в таких сферах деятельности, в которых человеческая ошибка может привести к различным ситуациям. CRM акцентируется не на технических знаниях, а на взаимоотношениях членов команды или экипажа в одной кабине, включая лидерство и принятие решений.
Собеседовать начинают несколько позже, ведь для начала Даша и Ярослава проводят презентацию авиакомпании, указывая необходимые требования, условия работы, плюсы и стратегию развития.
Что же необходимо для начала?
Рост не ниже 1 м 65 см, это связано с конструкцией Boeing 737–800NG, чтобы можно было свободно заглянуть в глубину полок и их проверить. Базовый английский язык, без хорошего знания будет очень сложно пройти собеседование. Отсутствие татуировок на открытых местах. Отсутствие судимости. Наличие загранпаспорта, ведь уже первый рейс может быть зарубежным. Отсутствие задолженностей (бортпроводников на пограничном контроле проверяют так же, как и обычных пассажиров). Здоровый образ жизни, ведь бортпроводник — лицо бренда (не говоря уже о том, что в форменной одежде запрещено курить, покупать и распивать алкогольные напитки).
Из плюсов авиакомпания называет стабильный налет в год 85–90 часов в месяц (а ведь налет для бортпроводника — это его деньги), молодой активный коллектив, корпоративные билеты группы компаний «Аэрофлот» (через некоторое время эта льгота распространяется не только на бортпроводника, но и его семью и близких родственников), компенсация питания, такси и средств индивидуальной защиты (ведь на своих рейсах для быстроты оборота авиакомпания убирает пассажирский салон в основном силами своих бортпроводников), работа на новых самолетах Boeing 737–800NG. В среднем бортпроводники и стюардессы получают 80–85 тысяч рублей.
Презентация окончена, наступает первый этап собеседования. Кандидаты разбиваются на пары, и дается 5 минут на знакомство друг с другом. Затем каждый кандидат из пары станет представлять своего напарника на английском языке, а Даша и Ярослава будут задавать уточняющие вопросы.
После этого происходит первый отсев и начинается второй этап собеседования. Но отсеянным не стоит отчаиваться — уже через 3 месяца есть возможность повторно пройти в авиакомпании собеседование.
На втором этапе из оставшихся создают две команды, которым задается вопрос, связанный с психологическим тестированием. Командам дают время на обсуждение внутри коллектива, а Ярослава и Даша внимательно слушают их общение друг с другом, проверяя, смогут ли в будущем они сплоченно добиваться успехов в профессии. Второй этап окончен, сотрудники «Победы» уже лучше понимают и видят кандидатов. Начинается самый важный третий этап — индивидуальное собеседование.
К третьему этапу со стороны «Победы» присоединяется уже директор по сервису авиакомпании Ласло. Индивидуально с кандидатом говорит на английском, уточняя, зачем и почему он идет в профессию, почему выбор пал на «Победу» и так далее. Вот заходит на индивидуальное собеседование Диана, за ней идет ее сестра Ангелина (кстати, обе прошли). Ольга, которая мечтает о небе давно, и имеет хороший английский. Ей тоже в конце скажут «да»! Впрочем, некоторым «да» говорят с оговорками. Если хромает английский, то придется идти на курсы английского языка от авиакомпании, а это плюс 1 месяц к учебе.
Школа мастерства и ответственности
После собеседования начинается интенсивная работа, называемая школой бортпроводника. Но перед этим надо пройти наиважнейший тест на здоровье, который даст доступ к профессии — это врачебная летная экспертная комиссия (ВЛЭК). На ВЛЭК после успешного собеседования будущему бортпроводнику дается 20 дней, чтобы за свой счет пройти в любом городе медицинскую комиссию, которая выдаст заключение о годности к полетам. После того, как кандидат становится действующим бортпроводником, прохождение ВЛЭК авиакомпания будет осуществлять за свой счет.
Учеба в школе, во время которой будущему бортпроводнику выплачивается стипендия — 20 тысяч рублей в месяц, проходит 3 месяца (4 месяца, если добавляются ускоренные курсы английского). Кстати, это еще и школа материальной ответственности. Лучше до учебы принять для себя решение — идти в профессию или нет, ведь если передумаешь, то придется вернуть авиакомпании деньги, которые она затратила на обучение. Материальная ответственность обнуляется только после 2 лет работы в авиакомпании.
Обучение происходит в классах непосредственно в офисе «Победы» и на тренажере Boeing 737–800NG вблизи аэропорта Внуково. Предметы различные. «Организация работы бортпроводника», «Технология обслуживания», где будущие бортпроводники уже как бы проживают «один день из жизни в профессии» — встречают клиентов авиакомпании, разделяются на зоны в самолете, разбирают и собирают пылесос, проводят предполетный брифинг и так далее.
Учат, как оказывать первую помощь в различных ситуациях, а также навыкам психологии. Надо привыкнуть к нахождению в самолете, и для этого отправляются на тренажер Boeing 737–800NG. Многочисленная группа уже готова зайти на борт самолета-тренажера, и тут начинается кропотливая, интересная и сложная работа. Вместе с наставником будущие бортпроводники учатся правильно открывать и закрывать дверь, готовиться к полету, произносить команды, готовить самолет к эвакуации, эвакуировать клиентов и пострадавших, спускаться по трапу. И так целый день. А на следующий — они уже отправятся «на воду», отрабатывать поведение во время приводнения непосредственно в огромном бассейне с надувным плотом, болтающимся на искусственных волнах… Тут они и становятся настоящей командой, общаются и дружат.
Месяцы в школе бортпроводника позади (кстати, пропускать уроки категорически запрещено, это все заканчивается отчислением), начинается томительное ожидание. Сразу будущий бортпроводник не идет в рейс, необходимо подождать в среднем 3 недели, так как авиакомпании необходимо подготовить ID-карту, пошить форменную одежду и изготовить бессрочное свидетельство бортпроводника.
Вот он, магический первый полет бортпроводника-стажера! Целый месяц ему еще быть в этом статусе, получая только часть зарплаты, при этом надо безукоризненно отработать все рейсы месяца, чтобы на сегменте поверки все прошло на «отлично», и получить заветный допуск к самостоятельным полетам.
Чтобы начать рейс, недостаточно попасть на борт, для начала надо пройти предполетный брифинг, который начинается за 1 час до вылета самолета. Сперва врачебный контроль, а затем во главе со старшим бортпроводником (в данном случае это старший бортпроводник и линейный инструктор Мария) обсудить загрузку на рейс, погодные условия, особенности рейса и так далее.
Текст и фото: Артём Каширин