Интересным наблюдением статистических исследований является то, что самым безопасным видом транспорта признан самолет (второе и третье место по безопасности разделяют железнодорожный и водный виды транспорта). Хотя социальный опрос дал противоположный результат: люди считают самолёты самым НЕ безопасным видом транспорта. Наверное, это происходит по тому, что даже единичные авиакатастрофы предают во всеуслышание, а шансов спастись тем, кто оказался на борту падающего лайнера фантастично малы.
На протяжении всей истории развития авиационных полётов инженеры, учёные и техники разбираются в причинах каждой из случившихся авиакатастроф с целью выяснить факторы, которые повлияли на сложившиеся обстоятельства. При изучениях причин трагедии, чаще всего единственным способом проанализировать их можно лишь с помощью «чёрного ящика».
Так что же такое этот чудный «чёрный ящик»? На самом деле он вовсе не ящик и даже не чёрный. Этот помощник называется бортовым устройством регистрации или бортовым самописцем. С виду он ярко-оранжевого или красного цвета, что при крушении помогает быстрее его обнаружить на местности, а по форме это больше цилиндрическая фигура сделанная из титана ил высокопрочной стали. По принципу работы самописец схож с карточкой памяти или жёстким диском, на который записываются не только переговоры в кабине пилота, но и сотни других параметров таких как: высота, скорость, положение самолета, работа двигателя и температура выхлопных газов, траектория полета, положение шасси и закрылков.
Так как при падении авиалайнера зачастую ничего не остаётся целым, то «чёрный ящик» должен обладать высокой прочностью. Для этого им устраивают эксперименты в виде испытаний на прочность, термозащиту и водонепроницаемость. Пригодным к использованию признаётся тот самописец, который может выдержать силу удара равноценную столкновению с бетонной стеной на скорости 750 км/ч, оказанное давление в 2,25 тонны на протяжении пяти минут, пребывание в огне не менее часа при температуре до 1100 градусов Цельсия, а также нахождение под водой на глубине до 6 тысяч метров. А для того чтобы после крушения найти в водоёме «чёрный ящик» его снабдили специальным устройством, которое при столкновении с водой активизирует раздачу радиосигнала на частоте 37 500 Гц. Из выше изложенного можно смело предположить, что чёрный ящик довольно крепкая конструкция, однако при авиакатастрофах часто скрываются истинные причины крушения под фразой: «бортовое устройство регистрации сильно повреждено, считать информацию невозможно».
Хотелось бы отметить тот факт, что каждый из самописцев сохраняет в себе последние 120 минут разговоров, а всё что было до этого автоматически исчезает. Однако этого вполне достаточно для установления причин авиакатастрофы, что позволяет предотвратить в дальнейшем возникновение аналогичных неполадок.
Что касается названия «чёрного ящика», то можно предположить, что оно пошло ещё с довоенного периода, когда самописцы использовали для записи фотоплёнки, что обязывало их быть чёрными, да бы не пропускать свет. Или же истоками этого названия могут быть электронные модули, которые устанавливали на военные самолёты во времена второй мировой, они же полностью соответствовали описанию чёрного ящика.
В будущем учёные планируют дополнить, а со временем может быть и вовсе заменить самописцы новыми видеорегистраторами, которые смогут производить видеосъемку в кабине пилота.