Очень интересный вопрос задали: «Почему я не могу слушать музыку на Ютьюб? Я чем-то болен? Все слушают, а я не могу!».
Спойлер: нет, не болен. И нет, это не про плохие наушники или «колоночки».
С удовольствием отвечаю по двум причинам. Во-первых, я тоже из тех, кто не может слушать музыку на Ютьюб/Вимео и прочем. Во-вторых, по первому образованию я – режиссер кино. Поэтому знаю точный ответ.
«Если зрители не услышали музыку в фильме, значит ты – гениальный композитор», – такой закон существовал в кино многие и многие годы (и сегодня тоже, но об этом не все кинематографисты знают). Что имелось ввиду?
В кино первичны – «картинка» и монтаж (операторская работа и работа монтажников), игра актеров, которая напрямую зависит от режиссера, сюжет (сценарий) и далее. С недавнего времени не менее важен продюсер, но про продюсеров, как про покойников – или хорошо или ничего.
Разумеется, кино – это мульти-искусство, «мульти» понимать как «в создании фильма участвует много людей очень разных профессий». Каждый из них важен, профессии этих людей действительно очень разные, но первичным остается визуальное.
Плюс к этому, как мы знаем, абсолютно львиную долю восприятия мы производим «через глаза», на втором месте звуки (уши).
Когда мы смотрим кино, то для его восприятия почти не используем органы обоняния и вкуса (пахнет и имеет вкус попкорн, а не фильм), не испытываем тактильные ощущения (мы чувствуем, например, кресло под своим мягким местом, а не кресло под мягким местом героя фильма).
Мало кому придет в голову смотреть фильм с закрытыми глазами, речь актеров, звуки и шумы в фильме для нас также важны, но мы не «слушаем кино». Мы его смотрим. Есть такое устойчивое выражение: «Посмотреть фильм» (а не «Послушать фильм»).
Та самая «неслышная» зрителями музыка гениального композитора должна быть именно таковой («незаметной») и именно по причинам её вторичности, но здесь вторичность – это не по обесценивание, а про задачи и функции.
Музыку мы не видим, то есть наше внимание во время просмотра фильма по умолчанию сосредоточено на «картинке». Следовательно, с помощью музыки композитор может придать весьма важный окрас атмосфере, действию фильма, но не «перекрасить» фильм.
Когда трава была зеленее, а небо голубее в киношколах так и говорили: «Если вы слышите (громкую) музыку в фильме, это значит, что режиссер таким способом попытался прикрыть дыры/провалы в своей работе, в операторской, в сценарии». Громкая и не очень уместная музыка выполняла роль «заплатки». Собственно, и выполняет до сих пор.
Героиня, надев самое дорогое и самое эротичное белье спускается в подвал, чтобы там спросить у маньяка-убийцы «Как вы сюда попали?». В обычной жизни она спустилась бы за несколько секунд, но тогда зрители не успеют насладиться нагнетающимся страшным ожиданием.
Поэтому героиня спускается по ступенькам от минуты до примерно получаса. А эти драгоценные минуты экранного времени надо чем-то наполнять.
У режиссера не хватает то ли фантазии, то ли иных средств на то, чтобы наполнить это томительное ожидание зрителя чем-то еще, кроме череды одних и тех же планов (ничего трагичного в этом нет, как раз наоборот, – такие кино-нюансы лишь придают прелести кино-искусству).
Что делать? Правильно – пощекотать струнно-смычковую группу в оркестре, чтобы та выдала истошные звуки весьма непрозрачно («в лоб») намекающие на неизбежное «Дратути!!» от маньяка, вышагивающего из темноты подвала.
Кстати, примечание для тех, кто боится смотреть ужастики.
Если совсем-совсем страшно, выключите звук, и именно в этот момент вы в полной мере ощутите и поймёте роль музыки в кино, которая воздействует скорее на бессознательное, чем на рациональное.
Поскольку именно «на бессознательное», то и не надо делать музыку «громкой», слишком акцентирующей то, что зритель и так видит на экране, и конкурирующей с работой режиссера и актеров.
{ Вот интересный пример про воздействие на бессознательное и на то, как мы «плохо слышим» именно правильную музыку в кино.
Однажды кому-то из коллег сказала, что в многосерийном телевизионном фильме «Место встречи изменить нельзя» очень классный саундтрек, который звучит на титрах, в конце каждой серии.
Коллега удивился: «А там вообще была музыка?». Я включила ему эту музыку сначала только в аудиоформате. Он слушал ее будто впервые. Потом посмотрели титры вместе со звуком. И коллега сказал: «О! Точно же! Это музыка из этого фильма! Теперь я ее узнал. Как это я ее не заметил и не слышал?».
То есть «вместе с фильмом» музыка как будто не слышна, будто ее вообще нет, пока мы смотрим фильм. Но, если попытаться «расцепить» фильм и музыку, то сильно пострадают и то, и другое. Очевидно, что без именно этой «незаметной» для зрителя музыки фильм был бы иным... Это то, что умеют делать талантливые композиторы, понимающие что такое кино. }
В конкуренции с другими участниками съемочной группы просто нет необходимости. Если композитору очень хочется быть «лучше режиссера», то ему просто не стоит работать в кино, но стоит заниматься своим сольным творчеством.
Так было раньше, так есть и сейчас, но есть значимое отличие.
Сейчас, благодаря развитию различных технологий, музыка к фильму перестала быть «секретной», малодоступной или вообще недоступной. Сейчас любой саундтрек можно скачать в Интернете или приобрести на любом цифровом носителе, то есть сегодня не нужно «расслушивать» музыку в фильме, запоминать и проигрывать ее исключительно внутри своей головы.
Те, кто постарше наверняка или сами так делали, или знают примеры, когда зрители ходили в кинотеатр на один и тот же фильм по нескольку раз лишь для того, чтобы еще и еще раз послушать полюбившуюся мелодию.
Про что всё это было? Про наши каналы восприятия. Про важную визуальную составляющую. И про тоже важную «звуковую» составляющую. Но важность их – разная.
Как мы понимаем, музыкальный видеоклип, который мы смотрим на Ютьюб, можно отнести к кино-жанру, но весьма условно. С одной стороны, музыкальный видеоклип создается по ремесленным кино-правилам, с другой, чистопородным фильмом такой клип назвать трудно, есть нюансы.
Так вот те, кто не может слушать музыку на Ютьюб, не столько не могут «слушать музыку», сколько не могут её «смотреть».
С точки зрения кино, музыкальный видеоклип, – это «рокабилли», «концентрат», «перебор». Это не плохо, это разные задачи и разные способы реализации идеи.
Если снять полнометражный фильм в формате музыкального клипа или в жанре рекламного ролика, то не все зрители доживут до финала. Такие эксперименты в кино всегда были, есть и будут, но в историю кино мало, что вошло из таких экспериментов, но некоторые краски, конечно, добавило.
Что мы, те, кто не может смотреть/слушать клипы на Ютьюбе или где бы то ни было, ждем от музыки?
Мы ждем Звук. Мы ждем нотки, которые талантливый автор сложил определенным образом, а еще лучше – еще и отличную аранжировку.
Мы ждем текст, в который автор также что-то сложил и хотел донести до слушателя свою идею.
Мы ждем своих (своих-своих) впечатлений, ощущений, эмоций и выводов, своих личных процессов.
Мы хотим быть с музыкой один на один.
...И тут приходит он, клипмейкер, и «назначает» нам свое собственное визуальное видение, простите за масло масляное. Нет спора о талантах клипмейкера, но нам «это» просто не надо и всё тут.
У кого есть свои задачи, перечисленные чуть выше, у того нет желания «засовывать» в себя чужое, пусть трижды талантливое восприятие и видение, да еще в качестве «настоятельного преподнесения» (а музыкальный клип – это именно про «настоятельно»).
То есть для нас музыкальный клип – это та самая напряженная музыка в фильме, которая громко звучит в момент, когда героиня спускается в подвал или когда эту героиню тот самый маньяк уже распиливает на мелкие кусочки (мы и так видим – что происходит и убеждать нас «сильнее» не надо). В данном случае «перебором» является визуальный ряд сам по себе.
Не у всех есть потребность «смотреть» музыку.
Не могу согласиться с распространенным мнением: музыкальные клипы любят «визуальщики», а не любят «слухачи» (я вообще не очень понимаю – кто это такие, но допустим).
По-моему, корректнее так: музыкальные клипы не любят не «слухачи», а те, для кого визуальный ряд очень важен, но в момент слушания именно музыки – музыка важнее.
«Не люблю смотреть клипы» совершенно не тождественно «Не люблю визуальное», скорее это про «В данный момент музыку люблю больше». Точно также, как визуальное первично при просмотре фильма, при прослушивании музыки важнее звук. При этом никто не умоляет значимости музыки в кино и кино в музыке.
Для тех, кто любит эксперименты: попробуйте сначала послушать песню с видеорядом (то есть клип), а потом ту же песню в mp3, например, то есть без видеоряда. Или наоборот: сначала только аудио, потом то же самое, но с видео.
Нередко оказывается, что это «две разные» песни (и это не комплимент).
Конечно, речь не идет о самых любимых исполнителях и самых любимых группах, которым мы позволяем делать что им угодно, и любой музыкальный видеоклип в их исполнении – дар с небес.
Им-то можно «вообще всё».
Обращайтесь, если что.. (любой город; первая консультация проводится бесплатно).
С уважением, Нечаева Е.А.
Послушать эту статью, читает автор:
Объявление технического содержания...
Мой основной сайт перешел на протокол https, а еще у сайта наконец-то появилась мобильная версия (не прошло и двенадцати лет).