Вне закона. Как людей выживают из служебного жилья
Бывшая сотрудница Дома ветеранов войны и труда в Курске Ольга Дурнева проживает на территории больше 20 лет. Недавно ей и другим соседям объявили, что они находятся там незаконно. В помещении уже отключили воду и снесли общие санузлы.
Новый руководитель
Ольга Дурнева с 1997 года по 2019 работала медсестрой в Доме ветеранов войны и труда в Курске. В одном из корпусов учреждения ей как молодому специалисту предоставили комнату площадью 14,3 квадратных метра. В апреле 2008 года Ольга Дурнева заключила с руководителем Дома ветеранов войны и труда договор найма этого помещения. В документе было указано, что комната используется в качестве общежития.
По её словам, всего таких комнат было 8. Практически во всех жили работники интерната со своими семьями, люди без проблем делали прописку. С виду это отделение похоже на общежитие. Есть длинный коридор с небольшими комнатами, общая кухня, туалет и душ. На эвакуационном плане, который висит в отделении, указано – общежитие. Жильцы платят интернату за коммунальные услуги, причём, по их словам, суммы доходят до 3,5 тысяч рублей в месяц.
– В начале лета прошлого года пришла к нам новый руководитель Любовь Викторовна. Вроде бы сначала всё было неплохо, а потом повесили объявление, что все жильцы общежития должны собраться у неё в кабинете. Она сказала, что мы не можем здесь находиться, потому что это территория интерната, – рассказала Ольга.
По её словам, после этого некоторые жильцы освободили комнаты. Другие, в том числе и Ольга, проконсультировались с юристами и остались. В договоре найма прописано, что его можно расторгнуть по соглашению сторон. Наймодатель, то есть интернат, может выселить жильца, если он не платит коммуналку, разрушает помещение или мешает соседям.
Затянувшийся ремонт
2 декабря в общежитии появилось объявление, которое висит до сих пор: «Уважаемые жильцы! Просим вас убрать все вещи из кладовых помещений в связи с ремонтом до 16 декабря! Администрация ОБУССОКО «Курский дом-интернат».
– Сейчас февраль, и на данный момент здесь ни одного человека не было для ремонта, вообще никого. Но якобы в связи с этим во всех комнатах отключили воду. В коридоре просто отрезали трубы. В кухне сломали раковину, убрали плиту, которую мы сами покупали. Два унитаза было, их срезали, душ убрали. Причём дверь душевой подпёрли холодильником, чтобы мы туда не ходили. На дверь в соседнее отделение, где живут пенсионеры, повесили замок, чтобы мы не могли у них набрать воду, сходить в туалет или в душ. Нам приходилось набирать воду на улице, – рассказала Ольга.
По мнению жителей, руководство таким способом пытается их выжить, потому что официально выселить не может. После этого съехала ещё одна женщина с двумя детьми. В общежитии остались Ольга Дурнева и двое её соседей.
Женщина объясняет, что у неё есть дом в деревне, но там нет удобств. Сейчас она с 8-летней дочерью ездит к знакомым, чтобы искупаться.
Её соседка Валентина работает в интернате медсестрой и живёт здесь больше 30 лет. У неё, помимо этой комнаты, есть дача, но там нет отопления.
Ещё у одного соседа, который остался в общежитии, никакого другого жилья нет. Комнату он получил от матери, которая тоже когда-то работала в интернате.
Общежития нет
По мнению жильцов, их права нарушены, поэтому они написали жалобы в различные инстанции. В январе пришёл ответ от заместителя губернатора Курской области Ирины Хмелевской.
– Общежитий и многоквартирных домов на территории дома-интерната не зарегистрировано, – сообщила она.
По указанию замгубернатора комитет соцобеспечения области и жилищная инспекция должны были проверить законность и наличие у руководства дома-интерната полномочий по заключению договоров найма специализированных жилых помещений.
Что касается ремонта, то жильцам пояснили: «В одном из двух санузлов в седьмом отделении дома-интерната подача водоснабжения приостановлена в связи с аварийным затоплением жилых комнат ветеранов, проживающих этажом ниже».
Однако Ольга уверяет, что никаких ветеранов под ними нет.
– Внизу именно под нашим общежитием нет проживающих пенсионеров. Там уже много лет находится кафедра медицинская, там уже классы. Как это всё переделано, нам неизвестно, нам это не нужно было. Теперь, видимо, что-то здесь хотят сделать. Похоже, что это помещение нужно нашему директору для каких-то своих целей, нужд, – предполагает женщина.
В администрации региона уточнили, что жильцы могут пользоваться вторым санузлом в 7-м отделении. По словам Ольги Дурневой, после жалобы с двери, которая ведёт туда, сняли замок. Теперь они могут пользоваться общими удобствами с ветеранами с разрешения санитарки и набирать там воду.
Несмотря на непростые условия, жильцы не собираются съезжать и продолжат добиваться справедливости.
– Мы хотим, чтобы провели воду, сделали душ, чтобы мы просто жили, – говорит Ольга.
Комментарий в тему
Директор ОБУСОККО «Курский дом-интернат ветеранов войны и труда» Любовь Лунёва:
- В нашем интернате общежития нет. Эти помещения, о которых идёт речь, предназначены для инвалидов, ветеранов и лиц престарелых. В порядке исключения предыдущий директор заключал договор найма этих комнат как с работниками, но теперь среди этих людей большинство уже не являются работниками. Будем обращаться в суд и решать этот вопрос в судебном порядке. Я не буду их выселять. Пусть суд определит, должны ли они остаться, на каких условиях, как с них взимать плату за проживание или не взимать, как правильно нужно им выделить это жильё и возможно ли соседство пожилых и инвалидов с людьми, которые приходят с улицы. Это нужно узаконить. Из-за действий предыдущего руководства эти проживающие оказались вне правового поля. Сейчас нужно расставить все точки над i. Что касается ремонта санузлов, то я имею право ремонтировать санузлы только в тех помещениях, где проживают инвалиды, пожилые и ветераны, то есть граждане, нуждающиеся в постоянном постороннем уходе. Эти люди таковыми не являются, поэтому вкладывать ни бюджетные, ни внебюджетные средства я не могу.