Сотни тысяч москвичей пользуются гаражами в Москве. А знаете ли вы, как устроена «кухня» в таких гаражах?
Гаражи в Москве делятся на 2 категории:
- Под управлением МГСА («Московский городской союз автомобилистов», www.roomgsa.info).
- ГСК, ООО и прочие гаражи (в собственности и нет) не под управлением МГСА.
У меня есть 2 гаража из первой категории, поэтому статья про них.
«Я собственник»
«Покупая» гараж в МГСА, вы не покупаете гараж, вы покупаете право пользования машиноместом. Земля под автостоянками принадлежит городу, а МГСА её арендует. Те договора аренды, что я видел заключены много лет назад (2005-2006 гг) на 5 лет с правом пролонгации. Если ни одна из сторон не заявила о прекращении, то договор продолжает действовать. Но если городу понадобится земля под стоянкой, он заявляет о прекращении и забирает землю. МГСА будет обязана её освободить. Компенсации за снос город может выплатить (по опыту это от 30 до 150 тыс. руб.), а может и не выплатить.
Платежи
На разных стоянках по-разному устроена система сборов платежей. Общая структура платежей такова:
1. Оплата аренды земли. Сумма зависит от стоимости аренды данного участка, указана в договоре аренды.
2. Оплата электроэнергии. Производится по счетчику, установленному в ГРЩ на автостоянке.
3. Членские взносы в МГСА. В 2020 году сумма составляет 1200 руб. в год с человека.
4. Эксплуатационные взносы. Сумму устанавливает Правление стоянки.
Платежи № 1-3 получает непосредственно МГСА: за аренду они потом оплачивают городу, за электричество – МосЭнергоСбыту, членские взносы оставляют себе «на жизнь». Деньги от 4-го платежа остаются на стоянке.
Разберем каждый пункт чуть подробнее.
1. Аренда. Стоянка обязана оплатить определенную сумму за занимаемую площадь. На некоторых стоянках общую площадь (гараж + дороги) просто делят на количество гаражей и эту сумму включают в «абонентскую плату». На некоторых заморачиваются: считаю площадь каждого гаража, потом прибавляют общие территории. Во втором случае те, у кого гаражи большей площади, платят больше (что справедливо). На эту статью действуют льготы (инвалиды, чернобыльцы и т.д.), но не все Председатели этим заморачиваются.
2. Э/э. Аналогично пункту 1. Как правило, показания общего счетчика делят на всех. В редких исключениях ставят дополнительные счетчики на ряды. Индивидуальных счетчиков в гаражах ни разу не видел (никому не охота ходить и собирать показания, считать и т.д.). Если на стоянке функционирует что-то незаконное (сервис, шиномонтаж, майнинг-ферма и т.д.), то именно вы оплачиваете их расходы на электричество.
3. Членские взносы. В первом квартале текущего года каждый член МГСА обязан заплатить в МГСА 1200 руб. Делается это через Председателя (казначея). Важно понимать, что если у вас 2 и более гаража (даже на разных стоянках) членский взнос платится единожды: заплатив членские на одной стоянке – требуйте справку у казначея и несите эту справку на другую стоянку, на основании которой с вас не возьмут 1200 руб. в год. При просрочке взносов более чем на 2 квартала МГСА имеет право лишить членства (и отобрать право пользования машиноместом).
4. Эксплуатационные – самая сложная статья. Расскажу о ней подробнее ниже. Сначала надо понять, как устроена власть на стоянке.
Власть на стоянке. Председатель и Правление.
В целом система управления на стоянке похожа на такую систему в СНТ (если кто-то знаком).
По уставу МГСА вся власть на автостоянке выбирается самими членами стоянки, которые обязательно должны быть членами МГСА (иметь членскую книжку и платить взносы). Руководит стоянкой Председатель, у него может быть (а может и не быть) Правление, казначей (обязателен, если гаражей больше 50 шт.), комендант.
Выборы Председателя и Правления происходят на общих собраниях или конференциях (это 2 разных понятия) путем обычного голосования. Процедура описана в Уставе МГСА и в «Положении о местных организациях» (автостоянках). Власть выбирается на 4 года. МГСА должно утвердить выбранного Председателя. Если не утвердит – надо выбирать другого.
Председатель и Правление организуют функционирование автостоянки в соответствии с документами МГСА (Устав, Положение, Правила). Размер их зарплат голосуется на тех же выборных собраниях. Каждый год должна составляться Смета, в которой правление указывает, сколько и на какие цели собираются деньги и сколько каждый член должен будет платить. По итогам года они отчитываются о проделанной работе на собрании, а выбранная на предыдущем собрании Ревизионная комиссия проверяет их отчет. Результаты таких собраний (отчетных или отчетно-выборных) оформляются протоколами и передаются в МГСА.
Эксплуатационные платежи и Смета.
Вернемся к 4-му пункту платежей. На ежегодном собрании Председатель представляет Смету на год, на основании которой он планирует работать и по которой устанавливается размер платежей с каждого гаража. На разных стоянках сумма разная: где-то 600, где-то 1200 рублей в месяц. Как правило, чем больше гаражей на стоянке, тем меньше платеж.
В эксплуатационные платежи обычно входят следующие статьи:
· Зарплаты Председателю, коменданту, казначею, охране, электрику и другим ответственным на стоянке.
· Ремонт дорог.
· Ремонт электрооборудования (уличное освещение, щиты).
· Видеонаблюдение.
· Противопожарное оборудование.
· Вывоз мусора/снега.
· Уборка территории, покос травы, покраска гаражей снаружи.
· Ремонт «общего» имущества (сторожка, ворота, забор, шлагбаум….).
· Канцелярские, хоз.товары, телефон, обустройство «офиса».
В смету разные Председатели могут включать и другие платежи, которые они обязаны согласовывать на собраниях и потом по ним отчитываться.
Итоги.
Подводя итоги, хочу обратить внимание всех пользователей машиномест:
1. Убедитесь, что у вас в наличии все необходимые документы: членская книжка МГСА, паспорт машиноместа, единая расчетная книжка (куда записываются все внесенные вами платежи), квитанции об оплате на каждый оплаченный рубль.
2. Если вы не ходите на общие собрания, не стесняйтесь и спрашивайте у Председателя и/или Казначея Смету и интересуйтесь, на что собираются деньги. Обязаны показать. Сравните написанное в Смете с реалиями: сколько работает охранников, какие проводятся мероприятия и что закупается.
3. Если Вы платите по 3-4 тысячи в квартал, но на стоянке ничего не ремонтируется, плохая охрана, мусор и бардак, то, вероятно, Председатель не выполняет свои обязанности и ворует деньги.
4. Если на стоянке не проходят ежегодные отчетные собрания, то это тоже повод для беспокойства. Скорее всего, Председатель и Правление в сговоре «проводят» фиктивные собрания на бумаге и «утверждают» нужные им Сметы, а деньги «пилят». Информацию о предстоящих собраниях Правление обязано донести до всех минимум за 10 дней до даты проведения.
5. Если решили «продать» гараж – не делайте это через Председателя или члена Правления. Они выкупят у вас по очень заниженной цене, оформят на себя и будут или сдавать, или продадут по рыночной цене (в 3-5 раз дороже), воспользовавшись своим служебным положением.
Желаю Вам хорошего и честного Председателя на вашу стоянку!