В наши дни стала вирусной идея мотивации самого себя на совершение тех или иных действий, начиная от занятий спортом и заканчивая ковырянием в носу. Тысячи пабликов в социальных сетях, ролики на ютубе полны мотивирующих лозунгов, направленных на то, чтобы увеличить зарплату(при этом желательно не повышая квалификацию), обрести фигуру(желательно продолжая есть всякую дрянь) и т.д.Всевозможные "психологи" мотивируют выбивать деньги на подарки у мужчин,мотивируя тем,что "настоящему мужчине" приятно дарить .
Тем не менее, если не брать в расчёт отказ от поглощения очередного бублика или обливание мочой с целью постичь астральное каратэ, некоторые виды мотивации не просто важны, а необходимы. Речь идет о детях. Ведь самое сложное - быть коучем самому, пытаясь принудить своё чадо вместо получения очередного уровня в MMO засесть за учебники, чтобы напрячься и наконец то осилить подготовку к ЕГЭ.
На сайте profi.ru(крупнейшем портале репетиторов) часто встречающееся пожелание к нанимаемым преподавателям «заинтересовать ребенка предметом». Такое пожелание часто встречается при поиске
• репетиторов, нанимаемых для школьников 5-11 класса (для повышения оценок ребёнка и самооценки родителя. Ведь большинство из нас знает, что на родительском собрании родитель сам часто чувствует себя нашкодившим подростком, оправдываясь за проступки своего недоросля.);
• репетиторов, нанимаемых для школьников, сдающихм ЕГЭ (к сожалению, подросток в свои 17 лет не понимает, что, обладая низким баллом на ЕГЭ, максимум, что ему светит - это платное отделение частного “Заборостроительного” университета и увлекательная карьера сантехника )
• репетиторам, нанимаемых для студентов первых курсов ВУЗа (самое грустное, что после массы усилий и потраченных денег, чудом зачислив вашего ребёнка на первый курс нормального ВУЗа, вы скорее всего узнаете, что без знания физики до второго курса он может не дотянуть - все ваши деньги и труды будут “спущены в унитаз” )
Но, где найти это чудодейственное средство? Как “замотивировать” ваше чадо самозабвенно посвящать свободное время учебе??
Ответ прост - ремень.
Откровенно говоря, наилучшей мотивацией всегда был и, как бы прискорбно это ни звучало, будет страх наказаний и санкций. В качестве примера можно привести «традицию» конкистадоров отрубать индейцам руки за невыполненный план. Очень интересен тот факт, что на Курчатова Игоря Васильевича, создателя атомной бомбы, завели две бумаги: одна из них — награждение за создание атомной бомбы, вторая — приказ об аресте за срыв работы как саботажника и вредителя. Эти две бумаги хранились в сейфе, и, как мы понимаем, понадобилась первая, к несчастью для Американского командования, планировавших ядерные бомбардировки СССР в 40-50 годах 20 века. Да и само существование государства построено, в первую очередь, на наказании.
К огромному сожалению или к счастью в последние годы возможности наказания ученика ограничены. Раньше ученика можно было пороть розгами, сейчас учитель даже накричать не может, даже выгнать с урока вне его власти. То есть метод кнута запрещен на законодательном уровне.
Разумеется, я не призываю Вас применять к своему ребёнку физическую силу. Кроме того страх наказания часто притупляется. Поэтому есть ещё один способ. Метод "пряника"
Как же эффективно использовать метод «пряника»? Как заставить ученика делать то, что принесет ему пользу не здесь и сейчас, а немного позже? Далее я попытаюсь ответить на этот вопрос.
• Ученика желательно хвалить за успехи, как родителям, так и учителям. Этот пункт бесспорен, ласково слово и кошке приятно.Кроме того никому не хочется на празднование своих 17 лет получить не новый компьютер, а пару носок. Но, для того, чтобы этот метод работал, необходимо, чтобы его применяли сразу два человека - Вы и нанятый Вами репетитор. При этом монополия на “пряник” остаётся у Вас в руках, репетитор, как Ваш личный консультант, всегда подскажет, когда ребёнок халтурит, а когда старается изо всех сил.
• интересоваться школьными делами своей дочери или сына. Вполне может быть,что причиной плохих успехов является травля со стороны других школьников.
• Создавать условия для здоровой конкуренции. Ученики занимаются лучше, если рядом соревнуется их товарищ. Все мы социальные существа, нам интереснее узнавать что-то новое в коллективе, когда мы можем сравнить себя и свои результаты с кем-то кто сидит с нами по соседству, задать вопрос, обменяться мнением. Даже кратковременные объединения людей, такие как стихийно образовавшаяся очередь, заставляет нас следовать определенным правилам. Но, почему группы должны состоять всего из нескольких учеников? Очень просто - чем больше будет такая группа, тем больше рассредоточено по ней внимание преподавателя и, соответственно, тем проще ученику будет в такой группе “затеряться” и начать халтурить.
• Но, и это не последний метод. Не зря говорят, жизнь - борьба. Это - закон для любой формы жизни. Кто борется - ест, кто не борется - будет съеден. И этот тезис заложен в нас природой. Для того, чтобы использовать его на пользу Вашему ребенку, не нужно делать что-то сверхъестественное - достаточно устроить соревнование. Когда мы соперничаем с кем-то, то, хотим того или нет, начинаем вовлекаться в процесс, напрягаем свои силы. В таких “образовательных состязаниях” нет победителей и нет побежденных. Ведь соревнуясь со сверстниками даже проигравший ребенок вовлекается в процесс и получает новые знания, а значит цель - достигнута.
И самое главное. Дорогие родители, помните, что воспитывать зачастую надо не сына/дочь. Воспитывать иногда начинать надо с себя,дабы собственным примером показать борьбу с ленью!